Процедура государственной регистрации проводится, в частности:
- при создания организации;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в целях внесения изменений в учредительные документы организации;
- при регистрации в качестве ИП.
С 22 августа 2014 года Закон № 129-ФЗ дополнен положениями об обжаловании решений налоговиков по результатам госрегистрации (Федеральный закон от 21.07.14 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Прежде такие решения нужно было обжаловать в суде (пункты 9 ст. 22 и 5 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Теперь же для отдельных случаев введен обязательный досудебный порядок обжалования.
Новый порядок
Для государственной регистрации в налоговую инспекцию подается комплект определенных документов. Налоговые органы его проверяют и выносят одно из двух решений:
- о государственной регистрации;
- об отказе государственной регистрации.
Новым порядком предусмотрено, что любое из этих решений можно обжаловать. Предпосылки к обжалованию могут быть различными. Так, решение об отказе в регистрации новой компании может пожелать обжаловать заявитель-учредитель. А жалобу на решение о госрегистрации может направить кто-либо из участников компании (он посчитает, что его права были нарушены). В зависимости от вида обжалуемого решения различается и сам порядок подачи жалобы.
Порядок обжалования
- вышестоящим органом по отношению к налоговому органу, отказавшему в регистрации, является центральный аппарат ФНС России;
- решение по жалобе не принято вышестоящей инспекцией в установленные сроки (п. 1 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).
Сроки обжалования
Обратите внимание: пропущенный по уважительной причине срок можно восстановить на основании соответствующего ходатайства (п. 3 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ). Если этого не сделать, то «просроченную» жалобу оставят без рассмотрения (ст. 25.5 Закона № 129-ФЗ).
- жалоба подается заинтересованным лицом, чье право нарушено (в вышестоящую инспекцию или ФНС России). Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (вне зависимости от того, какой вид решения обжалуется).
- жалоба подается заявителем при государственной регистрации, который обжалует отказ в регистрации (в вышестоящую инспекцию или ФНС России). Жалобу можно подать в течение трех месяцев с момента получения решения об отказе в государственной регистрации. При уклонении от получения решения об отказе срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
- жалоба подается в ФНС России на решение вышестоящей налоговой инспекции. Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по ранее поданной жалобе.
- заявление в суд. В течение 3-х месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Содержание жалобы
В соответствии со статьей 25.4 Закона № 129-ФЗ в жалобе нужно указать:
- фамилию, имя, отчество, а также место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
- сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
- наименование налоговой инспекции, чье решение обжалуется;
- основания, которые позволяют лицу, подающему жалобу, считать, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
В документе также могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Заявитель может приложить документы, подтверждающие его доводы.
Жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем. Если жалоба подается уполномоченным представителем, к ней нужно приложить документы, подтверждающие полномочия.
Подготовленную в письменном виде жалобу можно подать (п. 1 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ):
- непосредственно в вышестоящую налоговую инспекцию или в ФНС России;
- в налоговую инспекцию, чье решение обжалуется (считается подачей жалобы в вышестоящую инспекцию или в ФНС России).
Что же касается способа подачи, то жалобу можно направить (статья 25.4 Закона № 129-ФЗ):
- по почте;
- представить лично;
- в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Результат рассмотрения
Заметим, что пока решение по жалобе не принято, заявитель может представить дополнительные документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе.
Результатом рассмотрения жалобы могут стать:
- отмена решения налоговой инспекции;
- оставление жалобы без удовлетворения (ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ).
Источник: https://www.nalog.ru/