Как рассматриваются жалобы потребителя из книги жалоб и предложений?

Специальный порядок рассмотрения продавцом жалоб потребителей из книги отзывов (жалоб) и предложений не установлен. На практике претензии в книге отзывов (жалоб) и предложений нередко остаются без ответа.

В установленных случаях предоставлять потребителю книгу отзывов (жалоб) и предложений обязан исполнитель при оказании некоторых видов услуг (например, услуг общественного питания, услуг по реализации туристского продукта, услуг связи) (преамбула, п. 2 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; п. 100 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 222; п. 53 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 785; п. 43 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 72; п. п. 1, 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1852; п. п. 1, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515).

Следует отметить, что с 01.01.2021 для продавцов по договору розничной купли-продажи исключена обязанность иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее по требованию покупателя (п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55; п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463; Правила, утв. Постановлением Правительства РФ N 2463).

В книге отзывов (жалоб) и предложений потребитель вправе изложить в том числе жалобу на нарушение своих прав со стороны исполнителя.

По общему правилу такие жалобы подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями законодательства о защите прав потребителей.

В зависимости от изложенных в жалобе требований для исполнителя установлены, в частности, следующие сроки их рассмотрения и удовлетворения (абз. 1 ст. 30, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона от 07.02.1992 N 2300-1):

  • по требованию об устранении недостатков услуги – в разумный срок, назначенный потребителем;
  • по требованию об уменьшении цены за оказанную услугу, а также о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков в связи с отказом от исполнения договора – в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования;
  • по требованию о повторном оказании услуги – в срок, установленный для срочного оказания услуги, а если он не установлен – в срок, предусмотренный договором об оказании услуги, который был ненадлежащим образом исполнен.

Однако на практике в связи с отсутствием в законодательстве о защите прав потребителей положений о порядке ведения книги отзывов (жалоб) и предложений отраженные в ней претензии часто остаются без ответа.

Поделиться ссылкой: