Как обжаловать отказ судебного пристава-исполнителя в прекращении исполнительного производства

Если вы должник или взыскатель и ваши права и интересы нарушены отказом пристава прекратить исполнительное производство, обжалуйте его в порядке подчиненности. Для этого подайте письменную жалобу вышестоящему приставу, и в течение 10 дней он ее рассмотрит по существу.

Можно обратиться не только к вышестоящему приставу, но и в суд. Это называется не обжалованием, а оспариванием постановления и делается в порядке гл. 24 АПК РФ или гл. 22 КАС РФ. Но если обратиться в суд и к вышестоящему приставу параллельно, рассмотрение жалобы в порядке подчиненности приостановят. А если решение примет суд, пристав откажет в ее рассмотрении.

  1. В какой срок нужно подать жалобу вышестоящему приставу

Подайте жалобу на постановление об отказе в прекращении исполнительного производства в течение 10 дней со дня, когда вы узнали или должны были узнать о его вынесении (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Если вы пропустили срок, вместе с жалобой подайте ходатайство о его восстановлении. Если причины пропуска признают уважительными, а срок, в который вы обратились, – разумным, то его восстановят. Без ходатайства вам в любом случае откажут в рассмотрении жалобы по существу (ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве).

Учтите, что обосновать уважительность пропуска очень непросто. Но если он незначителен, ваши шансы выше. Например, уважительной причиной могут признать госпитализацию руководителя организации в командировке в другой регион.

  1. Как составить жалобу

Оформите жалобу в бумажном виде и подпишите у руководителя вашей организации или лица, уполномоченного на это доверенностью. ИП может подписать жалобу сам или тоже поручить это доверенному лицу. Жалобу также можно подать в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в установленном Порядке, если данная возможность технически реализована (ч. 1.1 ст. 50, ч. 1, 1.1 ст. 124 Закона об исполнительном производстве).

Укажите в жалобе, кому вы ее подаете, и обязательно включите в нее (ч. 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве):

  • должность и Ф.И.О. пристава, чье постановление вы обжалуете;
  • ваши данные: наименование организации и ее местонахождение. Если вы ИП, то укажите свои Ф.И.О. и место жительства либо место пребывания;
  • основания для обжалования. Укажите, какие нормы права нарушил пристав. Обратите внимание, ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве дает исчерпывающий перечень оснований для прекращения приставом исполнительного производства. Поэтому вы сможете добиться отмены постановления об отказе, только если такие основания были, а пристав все равно вам отказал. Укажите в жалобе, какое именно основание не учел пристав и как постановление нарушает ваши права и законные интересы;
  • ваши требования. Четко и однозначно сформулируйте требование признать обжалуемое постановление незаконным (отменить его). Укажите все реквизиты постановления, чтобы его индивидуализировать.

В текст жалобы также можно включить ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование, чтобы не составлять его отдельно.

  1. Что приложить к жалобе

К жалобе приложите:

  • документ о полномочиях на подписание жалобы. Если ее подписал руководитель, приложите заверенные копии протокола или решения о его назначении и устава. Если подписало доверенное лицо – доверенность с полномочием на обжалование постановлений и действий (бездействия) пристава. Без этих документов вам откажут в рассмотрении жалобы по существу (п. 3 ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 124, п. 3 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве, п. п. 3.4, 5 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб);
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основана жалоба. Например, копии обжалуемого постановления и определения суда об утверждении мирового соглашения. Закон не требует прикладывать подобные документы, но это может ускорить рассмотрение жалобы. Если их не будет, а вышестоящий пристав при рассмотрении жалобы решит, что они все же важны, он запросит их. И пока он их не получит, рассмотрение приостановится, но не более чем на 10 дней (ч. 3 ст. 124 Закона об исполнительном производстве);
  • ходатайство о восстановлении срока обжалования, если вы его пропустили (ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве). Этот документ нужно приложить при условии, что вы не включили ходатайство в текст жалобы.

Если вы подаете жалобу в электронной форме, то документы, приложенные к ней, представьте в форме электронных документов, подписанных электронной подписью (п. 7 Правил подачи и рассмотрения жалоб, п. 3 Порядка подачи документов в ФССП в электронной форме).

  1. Кому подать жалобу

Укажите в жалобе в качестве адресата вышестоящего пристава. Вы обжалуете постановление судебного пристава-исполнителя, которое утверждает его начальник – старший судебный пристав или его заместитель. Поэтому адресатом будет главный судебный пристав субъекта РФ (субъектов РФ), которому они подчиняются (ч. 4 ст. 45, ч. 2 ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

Подать жалобу можно как самому адресату, так и приставу, чье постановление вы обжалуете (ч. 4 ст. 123 Закона об исполнительном производстве). В последнем случае используйте адрес отдела УФССП России из текста обжалуемого постановления.

Рекомендуем направлять жалобу через пристава, постановление которого вы обжалуете, – документ к нему попадет быстрее. А он уже сам в трехдневный срок перенаправит жалобу вышестоящему приставу, который вправе ее рассмотреть (ч. 5 ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

Если вы все же решили направить жалобу непосредственно вышестоящему приставу и ошибетесь в выборе адресата, не страшно. Если окажется, что он неправомочен рассматривать вашу жалобу, он сам перенаправит ее тому, кто вправе это сделать, а вас об этом письменно известит (ч. 6 ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

  1. Как подать жалобу

Вы можете подать жалобу:

  • по почте. Рекомендуем делать это заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В доказательство отправки и получения документов отделом приставов вы можете сформировать на сайте Почты России отчет об отслеживании отправления;
  • с помощью представителя. Отвезти жалобу может любое уполномоченное юрлицом или ИП на подачу документов лицо, в том числе курьер. Уточните в подразделении приставов, в которое подаете жалобу, брать ли курьеру с собой доверенность на подачу документов и паспорт. Многие подразделения их требуют;
  • лично, если вы ИП;
  • через личный кабинет на портале госуслуг, если такая возможность технически реализована (ч. 1.1 ст. 50, ч. 1.1 ст. 124 Закона об исполнительном производстве, пп. “б” п. 6 Правил подачи и рассмотрения жалоб, п. 3 Порядка подачи документов в ФССП в электронной форме).

Если вы подаете жалобу лично или через представителя, потребуйте поставить на ее копии отметку о получении подразделением приставов, чтобы доказать факт подачи жалобы.

Источник: www.consultant.ru

Поделиться ссылкой: