ЦБ РФ рассказал банкам, как нельзя поступать с людьми

Центробанк проанализировал поведение банков при выдаче гражданам кредитов и выяснил, что многие кредитные организации ведут себя недобросовестно при предоставлении заемщику дополнительных платных услуг.

Во-первых, зачастую дополнительные услуги по умолчанию оплачиваются из кредитных средств. ЦБ РФ заявил, что заемщик должен иметь возможность выбора способа оплаты допуслуг – из средств кредита или за счет собственных денег. Если же банк не сообщает клиенту об этом и в одностороннем порядке решает, что услуги заемщик будет оплачивать за счет выдаваемого кредита, возникают неприятные ситуации:

  • либо увеличивается сумма основного долга (тело кредита), т.е. у заемщика образуется дополнительная кредитная нагрузка;
  • либо сумма оплаты допуслуг, наоборот, уменьшает сумму, которую по итогу получает заемщик.

В связи с этим банкам настоятельно рекомендуется одновременно с предложением дополнительных платных услуг разъяснять заемщику, что оплата таких допуслуг возможна как за счет его собственных средств, так и за счет кредита. А также предупреждать, что в последнем случае у заемщика возникнут дополнительные расходы в виде процентов на часть кредита (займа), предоставляемую для оплаты допуслуг.

Во-вторых, банки нередко вообще не предупреждают клиентов о том, что дополнительные платные услуги приобретать не обязательно, а отказ от них не влияет на решение банка о предоставлении кредита.

Так быть не должно. Одновременно с предложением дополнительных платных услуг до сведения клиента должно быть доведено, что приобретение допуслуг не является обязательным условием предоставления потребительского кредита. Также клиенту должна быть предоставлена возможность сравнить различные варианты получения кредита  – как с приобретением дополнительных платных услуг, так и без такового.

Источник: Письмо Банка России от 16.02.2023 № 59-3-4/9156

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *