С 1 марта списанные компьютеры могут учитываться на счете 02 не более 11 месяцев

Утратившее потребительские свойства компьютерное, электронное, оптическое оборудование представляет собой особый вид отходов, переработкой которых может заниматься только лицензированная организация, обладающая специальными мощностями.

1 марта текущего года в силу вступил приказ Минприроды России об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности, которым для юридических лиц установлена обязанность передавать отходы электронного оборудования специализированном организациям в течение 11 месяцев с момента образования таких отходов (Информация Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 февраля 2022 г., Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 июня 2021 г. № 399).

Для организаций бюджетной сферы это своего рода ограничение периода, в течение которого списанная компьютерная техника может числиться на забалансовом счете 02 “Материальные ценности на хранении” в ожидании утилизации. Ведь не секрет, что порой старые компьютеры, принтеры, ксероксы и прочая офисная техника хранятся в учреждениях годами. Поэтому может возникнуть вполне резонный вопрос: а что будет, если не передать списанную технику на утилизацию в течение оговоренных 11 месяцев?

Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет бюджетного учреждения, не ограничивают продолжительность учета имущества, переведенного на счет 02, – в ожидании разборки, реализации, передачи, утилизации и пр. списанные с балансового учета объекты могут числиться за балансом сколь угодно долго. То есть если учет такого имущества с точки зрения бухгалтерского учета организован верно, то претензий органов финконтроля затянувшееся хранение списанных компьютеров вызвать не должно.

А вот с точки зрения законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления долгое хранение такой техники может вызвать вопросы.

Во-первых, учреждение как юридическое лицо при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязано соблюдать требования в области обращения с отходами. Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена ст. 8.2 КоАП.

Во-вторых, в компьютерной технике, изделиях технического назначения, бытовых приборах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы, которые по закону подлежат обязательному учету. Соответственно, если драгметаллы содержатся в списываемых объектах имущества, учреждение должно организовать сбор лома и отходов драгоценных металлов – силами своих работников или специализированной организации. За нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов или изделий, их содержащих, ст. 15.47 КоАП установлены немалые штрафы.

Если введенное ограничение все же заставит вас поторопиться с передачей списанной офисной техники на утилизацию, не забудьте об особенностях применения КВР и КОСГУ для отражения таких операций:

КВР КОСГУ Условия договора
244 225 Контрагент оказывает единую комплексную услугу по вывозу и утилизации
226

Заключен отдельный договор на утилизацию.

При этом в специализированную организацию технику для утилизации учреждение доставляет своими силами

 

При списании электронного оборудования компьютерной и прочей офисной техники, принятой к учету после 1 января 2020 года, не забудьте уточнить, не начислялся ли для этих объектов резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации. Напомним, такой резерв признается в учете при наличии в договоре купли-продажи обязательного условия, что при выводе основных средств из эксплуатации учреждение обязано осуществить его демонтаж. Поскольку при создании резерва в первоначальную стоимость объекта были включены будущие затраты на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, оплата таких расходов должна производиться за счет этого резерва.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Поделиться ссылкой: