Как проводится контрольная закупка сотрудниками Роспотребнадзора и Росалкогольрегулирования

Контрольную закупку организуют органы Роспотребнадзора и Росалкогольрегулирования с целью проверить, соблюдает ли юрлицо или ИП обязательные требования при оказании услуг потребителям (продаже товаров, выполнении работ).

Контрольную закупку проводят должностные лица под видом обычных покупателей. После ее проведения вашему работнику (представителю) объявят о ее проведении, предъявят удостоверение, вручат копию приказа, предложат расписаться в акте о проведении контрольной закупки и в случае выявления нарушений вручат экземпляр этого акта. Если закупка совершена дистанционно, то копия приказа и экземпляр акта будут направлены вам не позднее следующего рабочего дня после ее проведения. При выявлении нарушений вас могут привлечь к административной ответственности.

Сотрудники Роспотребнадзора и Росалкогольрегулирования могут провести у вас контрольную закупку. Цель такой закупки – проверить, соблюдаете ли вы обязательные требования при оказании услуг потребителям (продаже товаров, выполнении работ), когда невозможно оценить их выполнение при проведении внеплановой проверки (ч. 1 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ, п. 3 Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)).

По общему правилу контрольная закупка предварительно согласуется с прокуратурой. В отличие от общего порядка проведения внеплановой проверки вас не уведомят заранее о такой закупке, а значит, подготовиться к ней не получится (ч. 4, 4.1 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ).

Основаниями проведения контрольной закупки могут быть, например, следующие (ч. 2 ст. 10, ч. 3 ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ, п. 2 Правил организации и проведения контрольной закупки):

  • истек срок исполнения выданного ранее предписания об устранении нарушений;
  • нарушены требования к маркировке товаров;
  • нарушены права потребителя, и его требования не были рассмотрены или удовлетворены (контрольную закупку проводит Роспотребнадзор).

Порядок проведения контрольной закупки (ст. 16.1 Закона N 294-ФЗ, Правила организации и проведения контрольной закупки):

  1. Должностные лица Роспотребнадзора и Росалкогольрегулирования заключат с вами сделку под видом обычных потребителей (в том числе дистанционно), например приобретут товар.

После этого сотрудник объявит вам о ее проведении, предъявит удостоверение и приказ, вручит его копию. В приказе рекомендуем проверить следующую информацию о закупке:

  • орган, который назначил проведение закупки;
  • имена и должности уполномоченных на ее проведение лиц;
  • дату проведения закупки, лица, в отношении которых она должна быть проведена (наименование, местонахождение и другая идентифицирующая информация), и адрес ее проведения;
  • обязательные требования, которые оцениваются в рамках контрольной закупки;
  • основания ее проведения;
  • лицо, которое подписало приказ. Его должен подписать руководитель уполномоченного органа или его заместитель;
  • информацию о том, совпадает ли дата проведения закупки с датой, указанной в приказе;
  • товары (работы, услуги), которые должны быть приобретены, способы их закупки и оплаты;
  • сведения о применении способов фиксации (в частности, кино-, фото-, видеосъемки);
  • сведения о согласовании проведения закупки с прокуратурой либо о ее извещении (должны быть указаны дата и номер соответствующего письма).

Если контрольная закупка проводилась дистанционно (например, через почту), то вам объявят о ней не позднее следующего рабочего дня, направив копию приказа и экземпляр акта.

  1. Вам возвратят товары, которые приобретались для контрольной закупки, и попросят вернуть уплаченные за них деньги.

Если в рамках контрольной закупки товар потерял потребительские свойства, его изъяли для последующих исследований или вы понесли расходы в связи с проведением работ (оказанием услуг), то деньги возвращать не нужно.

Имейте в виду, что товар могут изъять или наложить на него арест в рамках мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

  1. О проведении контрольной закупки составят акт и предложат вам его подписать. В случае выявления нарушений незамедлительно выдадут экземпляр акта.

Если закупка проводилась дистанционно, то акт составляется после завершения контрольной закупки.

Типовые формы актов о проведении контрольной закупки утверждены Приказом Роспотребнадзора от 25.02.2019 N 95.

Если в результате контрольной закупки будут выявлены нарушения, то в отношении вас может быть дополнительно назначена внеплановая проверка. Лица, допустившие нарушения, могут быть привлечены к административной ответственности, например, по ст. 14.16 КоАП РФ.

Поделиться ссылкой: