Заявление в ФСС на возмещение затрат на охрану труда

Заявление в ФСС на возврат на охрану труда направляют ежегодно для компенсации расходов на мероприятия по сокращению травматизма. Форма состоит из двух частей, которые подаются в разные сроки.

Все работодатели вправе зачесть деньги, истраченные в течение года на предупредительные меры по сокращению травматизма в организации. Финансирование осуществляет Фонд социального страхования России на основании Приказа Минтруда России № 467н от 14.07.2021. В числе финансируемых Фондом мероприятий:

  • спецоценка рабочих мест;
  • приобретение спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  • обязательные периодические медосмотры;
  • обучение охране труда;
  • санаторно-курортное лечение предпенсионеров и работников с вредными и опасными условиями труда.

Первоначально организация тратит на эти цели собственные средства, но раз в год в Фонд социального страхования разрешается подать заявление на компенсацию средств за травматизм, чтобы получить истраченные деньги назад.

Важно!
С 2021 года действует новый бланк, утвержденный Приказом ФСС России № 26 от 04.02.2021. Но несмотря на форму из Приказа 26н, рекомендованную ФСС, подавать заявление о финансовом обеспечении надо по правилам из Приказа Минтруда № 467н, который ссылается на другой Приказ ФСС № 237 от 07.05.2019. Таким образом, заявление о возмещении расходов подают по форме из Приказа № 26, а заявку о финобеспечении предупредительных мер — по форме из Приказа № 237.

Перед этим подают заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, форма заявления в ФСС на возмещение расходов на мероприятия по охране труда содержится в приложении № 1 к административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ № 237 от 07.05.2019.

Лимиты возмещения затрат на охрану труда

Сумма возмещения затрат на охрану труда ограниченна. Обычно это не более 20% от сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, уменьшенных на суммы расходов на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
  • оплату отпуска застрахованного лица с целью лечения с учетом проезда до места назначения и обратно.

Иногда лимит разрешено увеличить до 30% годовой суммы страховых взносов за вычетом соответствующих расходов. Все эти данные сотрудники Фонда соцстраха получают из формы 4-ФСС за предыдущий год. При отсутствии возмещения в течение двух лет для организаций с численностью до 100 человек разрешено применять для расчета лимита данные за три предыдущих года.

Срок подачи

Заявку направляют в территориальный орган Фонда социального страхования по месту регистрации страхователя в два этапа:

  1. До 01.08.2022 — подают заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер вместе с обосновывающими документами.
  2. До 15.12.2022 — подают просьбу о возмещении произведенных расходов на предупредительные меры и подтверждающие документы.

Без первого документа подавать второй не имеет смысла, так как Фонд предварительно согласовывает предложенные работодателем меры и суммы на их реализацию и только потом их оплачивает.

Важно!
Чем раньше подадите первое обращение, тем больше шансов на согласование полной суммы, так как бюджет ФСС ограничен.

Как заполнить заявление о финансовом обеспечении мер по охране труда: пошаговая инструкция

Форма запроса на планирование и возмещение произведенных расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждена Приказом ФСС России № 26 от 04.02.2021.

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер предоставляется страхователем или его официальным представителем на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Его следует заполнять на утвержденном бланке с соблюдением регламента.

С помощью этой инструкции вы разберетесь, как заполнить заявление о возмещении страхователю произведенных расходов на оплату мер по сокращению производственного травматизма за пять шагов:

  1. Прописываем наименование органа ФСС и полное название организации-страхователя.
  2. Указываем регистрационный номер и ИНН.
  3. Перечисляем прилагаемые бумаги.
  4. Определяем способ получения решения ФСС о возврате средств.
  5. Подписываем (руководитель работодателя), ставим дату и печать, если она используется.

После этого направьте заполненную заявку в Фонд. У организации на этот момент не должно быть:

  • непогашенных недоимок по взносам на травматизм;
  • пеней или штрафов.

Если они будут на день подачи пакета документов, расходы не возместят.

А вот как подать заявление в ФСС (заявление на возмещение расходов на охрану труда):

  • через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном формате с заверением усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • лично в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации;
  • через МФЦ;
  • почтой — способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

Какие еще документы сдать

Соблюдения лимитов недостаточно, чтобы подтвердить финансовое обеспечение предупредительных мер. Надо приложить к заявке документацию, обосновывающую необходимость затрат. В число документов для возмещения расходов ФСС входят:

  • план финансового обеспечения;
  • копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда;
  • выписка из коллективного договора (соглашения по охране труда) между работодателем и представительным органом работников о мерах охраны труда в организации;
  • копии приказов о направлении работников на обучение по охране труда и списки этих лиц;
  • копия договора на проведение обучения с уполномоченной организацией;
  • другие бумаги, подтверждающие целевое назначение и необходимость финансирования.

Если заявление составлено верно, лимиты соблюдены и документы составлены правильно, Фонд направит страхователю решение о предоставлении финансирования. Если чего-то не хватает, или оно составлено с ошибками, или если расходы вызывают сомнения у сотрудников Фонда, работодатель получит обоснованный отказ. Срок на это предусмотрен регламентом:

  • 10 рабочих дней — если сумма взносов на травматизм за предыдущий год составляет 25 млн руб. или меньше;
  • 18 рабочих дней — если сумма взносов превышает 25 млн руб.

Но обычно срок немного дольше, поскольку в него не входит время на пересылку документов.

Заявление на получение денег

При положительном решении требуется заполнить и предоставить в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации заявление о возмещении произведенных расходов на предупредительные меры и подтверждающие документы. Срок — до 15.12.2022 (включительно).

Форма утверждена Приказом ФСС РФ № 26 от 04.02.2021. Специальные требования по ее заполнению не предусмотрены. Обязательно указываются:

  • сумма к возмещению;
  • банковские реквизиты страхователя.

К заявлению прикладывают документы, подтверждающие понесенные расходы (их перечень указывают в бланке). В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 478-ФЗ от 29.12.2020, специалисты ФСС в течение пяти рабочих дней со дня приема документов примут решение о возмещении расходов и перечислят средства на расчетный счет.

Поделиться ссылкой: