Новые обязанности и послабления для налогоплательщиков

С 1 июля 2021 г. размещение вакансий на портале “Работа в России” превратилось в обязанность, с 2022 г. бухгалтерскую отчетность организации будут представлять только в ФНС РФ.

Размещение вакансий на портале “Работа в России”

Федеральный закон от 28.06.21 № 219-ФЗ внес изменения в Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” и ст. 21 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Изменения направлены на совершенствование государственной политики в области занятости населения, развитие рынка труда и создание на базе портала “Работа в России” единой цифровой платформы для государственных услуг в сфере занятости.

Данный Закон вступил в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Поправками, в частности, предусмотрено преобразование информационно-аналитической системы “Общероссийская база вакансий “Работа в России” в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений “Работа в России”. Уточнены ее задачи и функции. Единая цифровая платформа “Работа в России” – это, по сути, государственное кадровое агентство. Ее услуги бесплатны для соискателей и работодателей. Каждый работодатель, сотрудник и соискатель может открыть в этой базе личный кабинет через портал государственных услуг.

Предусмотрено, что при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации органы службы занятости в случае согласия гражданина должны оказать ему содействие в завершении прохождения процедуры регистрации в системе.

Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения могут подавать в центры занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием данной цифровой платформы, а также порталов государственных или муниципальных услуг. Причем сохранится и возможность очного приема в органах службы занятости.

Благодаря новым нормам, центры занятости смогут оказывать услуги в электронном виде на постоянной основе. Кроме того, изменения позволят выстроить работу центров занятости согласно единому федеральному стандарту. В большинстве случаев соискателям для обращения за помощью потребуется единственный документ – заявление. Остальные документы будут запрашиваться из государственных информационных систем.

Уточнено понятие “занятые граждане” – из их числа исключены обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по направлению органов службы занятости.

Расширено понятие “граждане, испытывающие трудности в поиске работы”. Поправками к их числу отнесены в том числе граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и квалификации. В настоящее время к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, отнесены в том числе граждане от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые.

Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 дополнен нормами об ответственности за нарушение его требований. В частности, установлено, что сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату.

Размещение вакансий в единой базе

Согласно новому п. 3.1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1, определенные категории работодателей должны будут размещать на единой цифровой платформе “Работа в России” сведения о:

– потребностях в работниках и условиях их привлечения;

– наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;

– наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.

Размещать вакансии в единой базе будут обязаны следующие категории работодателей:

– федеральные, региональные и местные органы власти;

– государственные и муниципальные учреждения;

– юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

– работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек. Это касается и вновь созданных (в том числе реорганизованных) организаций, у которых среднесписочная численность превышает указанный предел.

В настоящее время работодатели должны ежемесячно представлять в службу занятости информацию о вакансиях на бумажном носителе или через порталы, как региональные, так и общефедеральный. Причем информация о вакансиях может размещаться в подсистеме “Общероссийская база вакансий” как органами службы занятости, так и непосредственно работодателями (или через частные агентства занятости). Государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, государственным компаниям и хозяйственным обществам, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, рекомендовано обеспечивать размещение и поддержание в актуальном состоянии системы информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

Уведомление о приеме на работу через единую базу

С 1 июля 2021 г. через платформу “Работа в России” работодатель должен в 5-дневный срок уведомлять службу занятости о дне приема на работу гражданина, направленного к нему органами службы занятости, а в случае отказа в приеме на работу – о дне проведенных с гражданином переговоров о вариантах подходящей работы и причине отказа в приеме на работу.

Между тем такая обязанность возникнет только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:

– кандидат на должность направлен службой занятости;

– работодатель зарегистрирован на платформе “Работа в России”.

Если работодатель на единой платформе еще не зарегистрирован, то он в случае приема кандидата на работу возвращает направление в службу занятости, а в случае отказа в приеме – делает соответствующую отметку в направлении и возвращает ее гражданину.

Квотирование

Еще одна крайне важная новация связана с гарантиями для граждан с инвалидностью. До настоящего времени Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ устанавливал, что для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации должна быть установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям с численностью работников от 35 до 100 человек регион может установить квоту для приема на работу инвалидов до 3% от среднесписочной численности работников.

Теперь аналогичные нормы внесены в Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1. Одновременно он дополняется положениями, которые регулируют правила установления и соблюдения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, эти положения устанавливают, что численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации. При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не будут включаться работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным или опасным.

Кроме того, новые нормы устанавливают, что квота на трудоустройство инвалидов считается выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью на любое рабочее место.

Указанные нормы вступят в силу с 1 марта 2022 г.

Бухгалтерская отчетность

Напомним, что с 1 января 2020 г. порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы был упрощен. Законом о бухгалтерском учете определено, что бухгалтерская отчетность представляется только в один адрес: в зависимости от вида экономической деятельности в налоговый орган либо в Банк России. Соответственно, отменена обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в Росстат.

Также с 1 января 2020 г. ФНС России формирует и ведет общедоступный Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО). В него включается годовая бухгалтерская отчетность экономических субъектов, обязанных составлять ее, и аудиторские заключения о ней. К информации, содержащейся в этом ресурсе, обеспечен свободный доступ всем заинтересованным лицам, в том числе государственным органам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия.

Обратите внимание, что в ГИРБО не включается отчетность организаций бюджетной сферы, Банка России, религиозных организаций, а также организаций, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне.

Таким образом, в отношении большинства организаций все государственные органы могут получать бухгалтерскую отчетность из ГИРБО начиная с отчетности за 2019 г.

Вместе с тем ряд федеральных законов по-прежнему содержит требования представления организациями в адрес федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней помимо представления такой отчетности в целях формирования ГИРБО. В частности, такие требования установлены федеральными законами:

– от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;

– от 24.11.96 № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”;

– от 21.12.01 № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;

– от 14.11.02 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”;

– от 30.12.04 № 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”;

– от 21.07.05 № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”;

– от 26.07.06 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”;

– от 29.12.06 № 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр”;

– от 29.04.08 № 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”;

– от 27.07.10 № 190-ФЗ “О теплоснабжении”;

– от 07.12.11 № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”;

– от 03.08.18 № 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Решено смягчить требования к представлению организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель – обеспечить переход к ее подаче по принципу “одного окна”.

В перечисленные выше законодательные акты будут внесены изменения, предусматривающие отмену обязанности организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес государственных органов с 1 января 2022 г. Все необходимые сведения государственные органы должны будут получать из ГИРБО. Соответствующие нормы содержит Федеральный закон от 02.07.21 № 352-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Поделиться ссылкой: