В каком порядке проводится экспертиза качества оказания медицинской помощи?

Контроль качества оказания медицинской помощи может быть осуществлен путем проведения экспертизы. Для ее организации и проведения гражданин вправе обратиться в федеральный или территориальный фонд ОМС или в страховую медицинскую организацию.

Граждане вправе обращаться за проведением независимой медицинской экспертизы качества оказания медицинской помощи в случаях и порядке, предусмотренных Правительством РФ (п. 6 ч. 2, ч. 3 ст. 58 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

На данный момент положение, устанавливающее порядок проведения по инициативе граждан независимой медицинской экспертизы, не принято.

При этом законодательством предусмотрена возможность контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования (ОМС) и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (ч. 3 ст. 64 Закона N 323-ФЗ; ч. 1 ст. 40 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).

Так, контроль качества предоставления медицинской помощи осуществляется, в частности, путем проведения экспертизы качества медицинской помощи, которая предусматривает выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценку своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (ч. 2, 6 ст. 40 Закона N 326-ФЗ; п. 7 Порядка, утв. Приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36).

Таким образом, в настоящее время для оценки качества проведенного лечения, организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи гражданин вправе обратиться в следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);
  • территориальный фонд ОМС;
  • страховую медицинскую организацию.

Указанные организации поручают проведение такой экспертизы одному или нескольким экспертам, включенным в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи (ч. 7 ст. 40 Закона N 326-ФЗ; п. п. 5, 31, 32, 34, 35 Порядка).

За нарушения, выявленные при проведении экспертизы качества медицинской помощи, к медицинским организациям применяются меры, предусмотренные законодательством об обязательном медицинском страховании в РФ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (ч. 10 ст. 40, ст. 41 Закона N 326-ФЗ; п. 51 Порядка; Приложение N 8 к Порядку).

Также законодательством предусмотрена возможность проведения экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой не в рамках ОМС, при осуществлении государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ч. 4 ст. 64 Закона N 323-ФЗ; п. 4 Приложения к Приказу Минздрава России от 16.05.2017 N 226н).

Со дня установления в связи с COVID-19 на территории конкретного субъекта РФ ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и до дня их отмены приостановлено проведение страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами ОМС плановых медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи, за исключением, в частности, целевых экспертиз, в том числе медико-экономических экспертиз медицинской помощи по обращениям застрахованных лиц. В 2020 г. также не проводятся плановые проверки при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (пп. “з” п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 432; п. 2.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438; Письмо ФФОМС от 22.05.2020 N 5941/30-2/3729).

Поделиться ссылкой: