Какой должна быть аптечка первой помощи в организации

Какие лекарства должны быть в аптечке на предприятии:

  • перевязочные материалы;
  • перчатки;
  • маски;
  • жгут;
  • устройство для искусственного дыхания;
  • спасательное одеяло;
  • безрецептурные медикаменты (нашатырь, парацетамол и пр.) на усмотрение работодателя.

Полный перечень утвержден Приказом Минздрава от 15.12.2020 № 1331н.

По нормам статьи 223 Трудового кодекса РФ, в каждой организации или у индивидуального предпринимателя, где работают люди, обязательна организация санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников. Кроме оборудованных мест для приема пищи и осуществления гигиены, в соответствии с этими требованиями, необходимо оборудование помещения или зоны для оказания медицинской помощи. На каждом таком посту обязательно должны находиться аптечки медицинские по Приказу Минздрава от 15.12.2020 № 1331н. Этим документом определены комплектация и количество средств, которые необходимы под рукой на случай непредвиденных ситуаций, какие изделия медицинского назначения для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран требуются на предприятии и пр.

Приказ № 1331н действует с 01.09.2021 по 01.09.2027.

Аптечки, которые сформированы по старым требованиям, допустимо использовать до окончания срока их годности, но не позднее 01.09.2025. С сентября 2025 года аптечка первой медицинской помощи по Приказу 169н обязательна.

Комплектация перевязочными и лекарственными средствами

Приказом Минздрава от 15.12.2020 № 1331н утверждена комплектация медицинской аптечки и содержание пиктограмм аптечек, состав которой разработан с учетом особенностей трудовой деятельности граждан. Ее оснащают средствами для временной остановки кровотечения и перевязки ран, изделиями для проведения сердечно-легочной реанимации.

Полный перечень изделий медицинского назначения приведен в приложении к указанному приказу. Он является исчерпывающим. Это значит, что работодатель не имеет права заменять предусмотренные им изделия и препараты по своему усмотрению. Кроме того, все необходимо в полном комплекте, уменьшение количества необходимых средств не допускается, а вот их увеличение не возбраняется. Особенно если работодатель исходит из конкретных потребностей своих работников и особенностей видов деятельности.

На одну организацию или ИП предусмотрена минимум одна аптечка. Если штат большой и много удаленных друг от друга помещений, их требуется несколько.

Вот состав аптечки первой помощи работникам по Приказу 169н:

№ п/п Наименование изделий медицинского назначения Количество (штуки, упаковки)
1.1 Маска медицинская нестерильная одноразовая 10 шт.
1.2 Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее M 2 пары
1.3 Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» 1 шт.
1.4 Жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения 1 шт.
1.5 Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м × 10 см 4 шт.
1.6 Бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м × 14 см 4 шт.
1.7 Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16×14 см № 10 2 уп.
1.8 Лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2×500 см 1 шт.
1.9 Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9×7,2 см 10 шт.
1.10 Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4×10 см 2 шт.
1.11 Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160×210 см 2 шт.
1.12 Ножницы для разрезания повязок 1 шт.
2.1 Инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания первой помощи работникам 1 шт.
3.1 Футляр/сумка 1 шт.

Перечень, что должно быть в аптечке в офисе, допустимо расширить по усмотрению работодателя. Локальным актом допустимо включить в обязательный состав безрецептурные медикаменты от температуры, боли и пр.

Где должна храниться аптечка и кто за нее отвечает

Обычно лицом, ответственным за обеспечение работников необходимыми по нормам охраны труда предметами, является руководитель организации. Поэтому в первую очередь он лично отвечает за то, как соблюдается приказ Минздрава: состав аптечки на производстве, ее наличие и другие связанные с этим вопросы. Желательно издать приказ по предприятию и закрепить, что должно лежать в аптечке на производстве, определить место ее хранения. Приказом утверждают лицо, ответственное за комплектацию медицинских средств.

В приказе необходимо указать, что комплектация аптечек первой помощи, по Приказу 169н, должна быть полной.

Конечно, в идеале, если в штате компании есть медработник, необходимо доверить ему приобретение всех препаратов, контроль за их комплектностью и проверку сроков годности (кстати, по их истечению все препараты меняют на новые). Но если такого специалиста нет, то эту функцию может взять на себя инженер по охране труда, имеющий навыки оказания первой помощи, или любой другой сотрудник. Трудовым законодательством и общими НПА не предусмотрен перечень таких работников, но в отраслевых НПА перечислены работники:

  • сам руководитель организации;
  • руководители подразделений;
  • начальники отделов или участков.

Об этом, в частности, идет речь в пункте 17 Приказа ФСБ России от 19.01.2009 № 8.

Что касается места хранения, то она обязательно должна храниться в легкодоступном месте. Кабинет ответственного лица является неудачным выбором: в случае его отсутствия доступ к медикаментам ограничен. Для хранения выбирают помещение, которое не запирается на ключ в рабочее время.

Ответственность за отсутствие аптечки первой помощи

Ответственность за то, что на предприятии нет средств первой помощи работникам, предусмотрена статьей 5.27.1 КоАП РФ. Поэтому, если фирма нарушила действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, на нее проверяющие вправе наложить административный штраф в размере от 50 000 до 200 000 рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток. Предпринимателей вправе оштрафовать в размере от 2000 до 40 000 рублей или запретить работать на срок до 90 суток. Должностные лица заплатят штраф до 40 000 рублей или будут дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет.

Поделиться ссылкой: