Публичная оферта и публичный договор

Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно (содержит существенные условия договора) и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

Таким образом, публичная оферта адресована неопределенному кругу лиц, в то время как оферта (п. 1 ст. 435 ГК РФ) адресована одному или нескольким конкретным лицам.

Публичная оферта применяется для заключения публичных договоров (п. 2 ст. 432, п. 2 ст. 492 и ст. 494 ГК РФ). В частности, по смыслу ст. 494 ГК РФ для заключения договора розничной купли-продажи (ст. 492 ГК РФ) применяется публичная оферта товара.

Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети Интернет признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Из содержания п. 1 ст. 426 ГК РФ следует, что публичными договорами являются договор розничной купли-продажи (п. 2 ст. 492 ГК РФ), договор перевозки транспортом общего пользования (п. 2 ст. 789 ГК РФ), договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами (ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи”), договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике”) и т.п.

Одним из отличительных признаков договора перевозки транспортом общего пользования является публичность (общедоступность). Данный вывод содержится в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.10.2001 N А19-7129/00-43-30-Ф02-2287/01-С1. Аналогичный вывод содержит Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2004 по делу N 10АП-273/04-АК, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2016 N Ф01-3167/2016 по делу N А38-5514/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.06.2015 N Ф07-1767/2015 по делу N А66-1151/2014. В силу ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, при этом договор розничной купли-продажи является договором публичным.

Отличительными признаками договора розничной купли-продажи от договора поставки являются не только сроки и способ приобретения вещей или товаров у продавца (в публичную розницу и сразу либо нет), но и цели покупателя при покупке (в целях личного, семейного, домашнего и иного подобного использования либо для использования в предпринимательской деятельности), а также способ расчета. Указанные разъяснения даны в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.06.2013 по делу N А33-18560/2012 (Определением ВАС РФ от 01.11.2013 N ВАС-12181/13 отказано в передаче дела N А33-18560/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления).

Также см.:

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.03.2015 по делу N А26-3492/2014, в котором суды сделали правильный вывод о том, что одним из признаков, позволяющим отличить розничную куплю-продажу от поставки, является конечная цель использования покупателем приобретенного товара. Так, если приобретенный товар в дальнейшем реализуется в целях осуществления предпринимательской деятельности, то это следует квалифицировать как договор поставки, а отсутствие подобного критерия свидетельствует о сложившихся по договору розничной купли-продажи отношениях между продавцом и приобретателем товара;

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.05.2016 N Ф09-4137/16 по делу N А50П-503/2015, в котором указано, что в отличие от договора розничной купли-продажи, который является публичным договором, договор поставки не носит признаков публичности, указанных в ст. 426 ГК РФ, и заключается на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг конкретным потребителям.

Поскольку договор розничной купли-продажи (ст. 492 ГК РФ) заключается посредством публичной оферты товаров (ст. 432, ст. 494 ГК РФ), то выставление на витрине магазина, принадлежащего организации, образцов товара, не содержащих сведений о том, что выставленные образцы не предназначены для продажи, может быть признано осуществлением реализации (розничной продажи) товаров. Данный вывод следует из содержания Постановления ФАС Поволжского округа от 5 марта 2009 г. по делу N А65-17903/2008. Аналогичный вывод содержит Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 по делу N А75-6945/2010.

В случае, когда продавец явно не определил, что выставляемые товары не предназначены для продажи, суд может обязать продавца компенсировать покупателю моральный вред за нарушение права покупателя на достоверную информацию о наличии товара. Данный вывод следует из содержания Апелляционного определения Московского областного суда от 04.09.2013 по делу N 33-16562/2013.

Таким образом, отличительными признаками публичного договора являются вид организации (коммерческая), характер оказываемых ею услуг, сроки и способ приобретения товаров покупателем у продавца, а также наличие безусловной возможности обращения к такой организации заранее не ограниченного круга лиц (потребителей).

Кроме этого, для вывода о наличии оснований для квалификации договора в качестве публичного следует учитывать требования законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок заключения соответствующих договоров (например, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861). Например, см. Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 по делу N А40-39666/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N 608-ПЭК16 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации), в котором отмечено, что правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Законом о теплоснабжении. В п. п. 7, 8 ст. 15 этого Закона указано на публичность договора теплоснабжения, заключенного с единой теплоснабжающей организацией, и перечислены существенные условия такого договора и пр.

 

Подготовлено на основе материала В.В. Михайлова

ЗАО “Сплайн-Центр”, Региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс

Источник: www.consultant.ru

Поделиться ссылкой: