Как учитывать расходы на банковскую гарантию

Банковская гарантия относится к мерам обеспечения самых разных обязательств, и в последнее время это становится особо актуальным. Как ее учитывать?

Какие операции относятся к банковским

За обслуживание клиентов банки взимают различные комиссии. Полный перечень банковских операций перечислен в статье 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1.

В рамках заключенных договоров банки вправе:

  • открывать и вести банковские счета организаций;
  • заниматься расчетно-кассовым обслуживанием (проводить платежи по поручению организаций или ИП, проводить инкассацию, выдавать наличные деньги и др.);
  • покупать и продавать иностранную валюту;
  • выдавать кредиты, открывать кредитные линии, предоставлять поручительства, банковские гарантии;
  • принимать в доверительное управление денежные средства и иное имущество;
  • сдавать в аренду специальные помещения, сейфы, ячейки для хранения документов и ценностей;
  • проводить лизинговые операции и др.

В зависимости от вида совершаемых операций отношения между банком и организацией или ИП могут регулироваться разными договорами: банковского счета (ст. 845 ГК РФ), банковского вклада (ст. 834 ГК РФ), кредитным договором (ст. 819 ГК РФ) и др.

При расчете налога на прибыль расходы на оплату банковских услуг. учитывают чаще всего в составе (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ) внереализационных расходов .

Нужны ли подтверждающие документы?

Все комиссии и платежи за банковские операции банк прописывает в договоре с клиентом.

Плату за свои услуги банк списывает со счета организации, а списанную сумму отражает в выписке по счету.

Таким образом, расходы на банковские комиссии и другие платежи можно подтвердить договором и выпиской по счету. Могут быть и другие документы, например, акт, если банк такой документ оформляет по факту оказания услуг (это не обязательно).

Если банковская операция облагается НДС, банк выпишет счет-фактуру.

К какому виду расходов относится плата за банковскую гарантию

Предоставление банковской гарантии относится к услугам банка.

Если законодательство не требует оформлять банковскую гарантию, а необходимость ее получения предусмотрена условиями договора, комиссию банка учитывайте в составе внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ) .

Плату за банковскую гарантию можно отнести и к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, если ее получение является обязательным условием деятельности организации (например, туроператор обязан иметь банковскую гарантию или договор страхования ответственности туроператора по требованию Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ) (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Затраты на оплату банковских услуг в бухучете относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).

Как учитывать плату за банковскую гарантию

Получение банковской гарантии не связано с реализацией товаров, работ или услуг, а при ее возврате расхода также не возникает.

Поэтому сумму самой банковской гарантии при расчете налога на прибыль не учитывают ни в доходах, ни в расходах (подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 12 ст. 270 НК РФ). Услуга по предоставлению банковской гарантии относится к банковским операциям и не облагается НДС (п. 8 ч. 1 ст. 5 Закона № 395-1, подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ).

А в бухучете ее учитывают на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

Затраты на оплату банковских услуг в бухучете учитывают единовременно на счете 91-2.

В налоговом учете плату за банковскую гарантию учитывают равномерно в составе внереализационных расходов в течение срока действия гарантии независимо от установленного графика платежей (единовременная оплата, поквартальная и т. д.) (п. 1 ст. 272 НК РФ).

А если банковская гарантия предоставляется на срок, который приходится на несколько отчетных (налоговых) периодов, то плату банку нужно учитывать равномерно в течение всего времени действия гарантии (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК). На это обратил внимание Минфин в письме от 7 февраля 2022 г. № 03-03-06/1/7902.

Поделиться ссылкой: