Изменения в сфере налогообложения с октября 2022 года

Внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, направленные на поддержку населения и бизнеса в условиях внешних санкций, улучшение делового климата и развитие отдельных отраслей промышленности, причем некоторые из них распространяются на правоотношения, возникшие с начала года.

Федеральный закон от 14.07.22 № 323-ФЗ внес очередные поправки в Налоговый кодекс РФ, в частности по исчислению НДС, НДФЛ, налога на прибыль, НДД, НДПИ и др.

Производителям электроники упрощен доступ к льготам по налогу на прибыль и страховым взносам

Внесены изменения, которые расширяют льготы по налогу на прибыль и страховым взносам для организаций, осуществляющих проектирование, разработку, производство и ремонт электронной продукции. В частности, изменена редакция п. 1.16 ст. 284 НК РФ, который устанавливает льготы по налогу на прибыль для российских организаций, осуществляющих проектирование и разработку изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

В новой редакции льгота распространена на более широкий круг отечественных предприятий, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности. По новым правилам льготные ставки применяются при условии, что 70% всех доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, составляют профильные доходы от реализации услуг по проектированию, разработке, ремонту и техническому обслуживанию электронных модулей, электронной (радиоэлектронной) продукции или материалов и технологий для производства электронных модулей.

Одновременно новые положения определяют перечень услуг и работ, доходы от которых дают права на льготы. В перечень включены не только проектирование и разработка электронных модулей и радиоэлектронной продукции, но и реализация электронной компонентной базы (электронных модулей), произведенной на основе собственных разработок или разработок лица, входящего в одну группу лиц с данной организацией, услуги по ремонту и техническому обслуживанию произведенной электронной (радиоэлектронной) продукции и ряд иных работ.

Кроме того, в новой редакции исключено условие о минимальной среднесписочной численности работников организации, которое составляло семь человек. Иначе говоря, льготы смогут получить организации и с меньшей численностью сотрудников.

Перечисленные условия также устанавливаются для применения указанными организациями пониженных тарифов страховых взносов (7,6%).

Новые нормы распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г., и действуют по 31 декабря 2024 г. включительно. Причем в 2022 г. льготы могут применять организации, включенные на день вступления в силу закона в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции при соблюдении ими иных условий применения льгот.

“Налог на Google” будут платить российские ИП и организации

С IV квартала 2022 г. для отечественных организаций и ИП устанавливается обязанность платить “налог на Google” по НДС в качестве налоговых агентов при покупке у иностранной организации электронных услуг, место реализации которых – Российская Федерация. Исключение – иностранная организация оказывает такие услуги через обособленное подразделение в Российской Федерации (изменения внесены в п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

В ст. 168 НК РФ определено, что такой налоговый агент обязан выставить счет-фактуру не позднее пяти календарных дней месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором получена оплата (частичная оплата) в счет оказания иностранными организациями услуг в электронной форме.

Утрачивает силу п. 2.1 ст. 171 НК РФ. Это значит, что покупатель не сможет заявить к вычету НДС, уплаченный при приобретении у иностранной организации (состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации) услуг в электронной форме.

Иностранным поставщикам придется платить налог, только когда электронные услуги получают физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Акцизы

На 4% индексированы ставки акцизов на 2025 г. относительно уровня 2024 г., включая акциз на бензин. Таким образом, сохраняется действующий тренд, заключающийся в ежегодном повышении акцизов на 4%.

Федеральный закон от 14.07.22 № 267-ФЗ внес поправки и дополнения в Налоговый кодекс РФ, в том числе в ст. 181 НК РФ, в соответствии с которыми для применения главы 22 “Акцизы” не рассматриваются как подакцизные товары спиртосодержащие полиграфические краски. Закон направлен на повышение конкурентоспособности российских полиграфических красок, лаков и печатной продукции.

Для вычета акциза, уплаченного при покупке спиртового сырья, организации, осуществляющие производство спиртосодержащих полиграфических красок, должны будут получить в налоговых органах специальное свидетельство и регулярно представлять отчет по выпущенной продукции, подтверждающий ее оприходование по видам с указанием объемов использованного спирта. Соответствующие поправки внесены в ст. 179.2 и 201 НК РФ. Новые нормы вступили в силу с 1 сентября 2022 г.

Налог на добавленную стоимость

Статья 164 НК РФ дополнена новыми положениями, в соответствии с которыми ставка 0% будет применяться при реализации: обработанных и необработанных природных алмазов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней, региональным фондам, Банку России и банкам налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных камней; в 2022 г. судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, собственниками которых являются российские лизинговые организации. Для подтверждения ставки 0% в ИФНС представляется соответствующий договор на реализацию судна и документы, подтверждающие переход права собственности на него к покупателю.

Вводится несколько новых случаев освобождения от НДС:

– услуги населению по подключению частных домов (технологическому присоединению), в том числе фактическому присоединению, к газораспределительным сетям. Это правило касается лишь случаев бесплатного подключения граждан в соответствии с правительственными постановлениями;

– передача газа для Вечного огня и Огней памяти и услуги по транспортировке такого газа;

– передача гражданину в 2022 г. иностранной организацией имущества (кроме денег), имущественных прав, если гражданин был контролирующим лицом и (или) учредителем этой организации по состоянию на 31 декабря 2021 г. Ранее Федеральным законом от 26.03.22 № 67-ФЗ такие доходы освободили от НДФЛ. Для освобождения от уплаты как НДФЛ, так и НДС должен одновременно соблюдаться ряд условий – принадлежность имущества указанной организации по состоянию на 1 марта, подача заявления в налоговый орган об освобождении от НДФЛ;

– операции финансирования участия в кредите (займе) в денежной форме, включая проценты по ним.

Налог на доходы физических лиц

Введены новые случаи освобождения доходов физических лиц от НДФЛ:

– доходы от реализации акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций, полученные в 2022 г. по сделкам, заключенным в 2022 г., физическим лицом, попавшим под санкции, если на дату реализации акций (долей) они непрерывно принадлежали налогоплательщику более одного года;

– доходы от реализации золота в слитках, полученные в 2022 и 2023 гг. Сказанное, как и предыдущий пункт, будет касаться доходов, полученных в 2022 г., начиная с 1 января;

– перевод в 2022 г. денежных средств, ценных бумаг со счета депо от одного налогового агента – брокера другому при передаче всех прав и обязанностей по брокерскому договору. Ранее такие переводы по указанию налогоплательщика – физического лица признавались, соответственно, выплатой ему денежных средств или выплатой дохода в натуральной форме, в обоих случаях брокер должен был удержать НДФЛ. Речь не идет о выводе активов исключительно от брокера, попавшего под санкции, – это может быть любой брокер. Новое правило будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.

Кроме того, расширяются возможности получения вычетов по НДФЛ на лечение и спорт. Социальные вычеты распространены на детей (подопечных) до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения.

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль из налогооблагаемых исключены доходы в виде безвозмездно полученного из государственной казны Российской Федерации имущества (кроме денежных средств), которое используется для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса.

От налога на прибыль освободили:

– суммы прекращенных в 2022 г. обязательств, по договору займа (кредита), заключенному до 1 марта 2022 г. с иностранной организацией (иностранным гражданином) в случае прощения долга российской организацией (российским гражданином), если право требования такого долга получено до 31 декабря 2022 г. (за исключением процентов, учтенных в составе внереализационных расходов);

– доходы, связанные с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при его выходе в 2022 г. из состава участников.

Кроме того, скорректированы условия предоставления некоторых инвестиционных вычетов.

Для инвесторов продлен период применения льгот по налогу на прибыль

Участникам специальных инвестиционных контрактов продлили период применения пониженной ставки по налогу на прибыль (Федеральный закон от 14.07.22 № 328-ФЗ). Закон вступил в силу 14 августа 2022 г.

По действующим нормам участники специальных инвестиционных контрактов, указанные в п. 2 ст. 25.16 НК РФ (СПИК 1.0), вправе применять пониженные ставки налога на прибыль до окончания срока действия СПИК, но не позднее 2025 г. включительно. Федеральным законом от 02.08.19 № 269-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была внесена самостоятельная категория налогоплательщики – участники СПИК (СПИК 2.0). Причем срок применения пониженных ставок по налогу на прибыль для них ограничен периодом действия заключенного СПИК либо 50% объема капитальных вложений в инвестиционный проект.

Теперь в ст. 284 НК РФ внесены поправки, которые предоставляют регионам право устанавливать с 1 января 2026 г. пониженные ставки по налогу на прибыль для организаций, заключивших СПИК 1.0, на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

Кроме того, новые нормы сохраняют возможность применения пониженных региональных ставок налога на прибыль до окончания СПИК для организаций, заключивших СПИК без участия Российской Федерации в период с 1 января 2019 г. до даты вступления в силу Закона № 269-ФЗ (до 3 сентября 2019 г.).

Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 3.6, устанавливающей особенности налогообложения при реализации соглашения о защите и поощрении капиталовложений

Федеральные законы № 225-ФЗ и № 226-ФЗ, которыми внесены изменения в Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон от 01.04.20 № 69-ФЗ “О защите и поощрений капиталовложений в Российской Федерации”, направленные на совершенствование механизма соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК), приняты 28 июня 2022 г. Законы вступили в силу со дня опубликования.

Уточнен порядок заключения и расторжения СЗПК, порядок их сопровождения, порядок оказания мер государственной поддержки инвесторов, участников СЗПК и т. д. Правительство РФ получило право определять уполномоченные организации для сопровождения СЗПК на федеральном уровне и определять критерии их отбора на региональном. Оно также установит общие требования к форме декларации о реализации инвестиционного проекта при формировании публичной проектной инициативы региональным органом.

Ходатайство о признании ранее заключенного договора связанным договором можно будет подать, если в соответствии с проектом СЗПК его стороной является Российская Федерация. Причем оно должно быть согласовано с соответствующим публично-правовым образованием, заинтересованным федеральным органом исполнительной власти. Заявление о заключении соглашения, которое не содержит ходатайство, рассмотрят в течение 45 рабочих дней, при наличии ходатайства – в течение 60.

Вводится новая категория налогоплательщиков: налогоплательщик – участник СЗПК. Им признается организация, заключившая СЗПК, сведения о котором включены в специальный реестр таких соглашений. Со дня появления сведений в реестре организация приобретает соответствующий статус. Утрата статуса связывается с прекращением соглашения или его расторжением.

Теперь заключить СЗПК смогут инвесторы, которые готовы вложить от 200 млн руб. в региональные проекты и от 750 млн руб. в федеральные, в зависимости от сферы деятельности.

Становится обязательным получение положительного заключения государственной экспертизы в отношении проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов недвижимого имущества при реализации инвестиционных проектов.

Налоговые вычеты

Механизм СЗПК ранее не предусматривал каких-либо налоговых льгот для его участников в виде пониженных налоговых ставок или вычетов. Поправками такие льготы вводятся с 1 января 2023 г.

Например, участникам СЗПК, которые заключены после 1 июня 2022 г. и одной из сторон которых является Российская Федерация, предоставлена возможность применения вычетов в отношении налога на прибыль, налога на имущество организаций, земельного налога. Порядок предоставления вычетов по конкретным налогам устанавливается специальными положениями части второй Налогового кодекса РФ. За счет такого вычета инвестор возмещает свои затраты, понесенные в рамках реализации инвестиционного проекта. На вычеты можно уменьшать не только сами суммы указанных налогов, но и авансовые платежи по ним.

Участники СЗПК вправе применять вычеты в размере фактически осуществленных затрат, по которым Законом № 69-ФЗ предусмотрено предоставление мер государственной поддержки. В результате применения вычета налоги, сформированные от деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта, который является предметом СЗПК, по итогам налогового периода могут быть снижены до нуля.

Предельный объем вычетов плательщику указывают в специальном уведомлении, которое направляет в ФНС РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для начала применения вычетов налогоплательщиками. Для применения вычета налогоплательщику необходимо обеспечить ведение раздельного учета.

Исключена возможность возмещения затрат на инфраструктуру за счет налоговых платежей организациям, заключившим СЗПК и реализующим проекты в сфере добычи руд цветных металлов (золота) с объемом капитальных вложений не менее 300 млрд руб., которые включены в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Если соглашение расторгается принудительно или признано недействительным в соответствии с гражданским законодательством, то вычеты придется восстановить в суммах налогов и уплатить в бюджет с взысканием соответствующих пеней (новая ст. 25.18 НК РФ).

Основанием для восстановления “сэкономленных” сумм налогов может послужить расторжение СЗПК при выявлении любого из обстоятельств:

– предоставление недостоверных сведений при заключении или исполнении СЗПК;

– неосуществление капиталовложений, предусмотренных условиями СЗПК, в течение более чем двух лет по истечении предусмотренного срока их осуществления;

– ненаступление отдельных юридических фактов, предусмотренных условиями соглашения, в течение более чем двух лет по истечении предусмотренного соглашением срока, в том числе неполучение разрешения на строительство, отсутствие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и др.;

– нарушение организацией, реализующей проект, или ее должностными лицами законодательства Российской Федерации, что привело к приостановлению ее деятельности либо к дисквалификации ее должностных лиц;

– в отношении организации открыто конкурсное производство или принято решение о ее ликвидации;

– по истечении трех лет с даты вступления в силу СЗПК в отношении организации не вынесено решение налогового органа о проведении налогового мониторинга;

– до истечения срока применения стабилизационной оговорки организацией направлено в налоговый орган заявление об отказе в проведении налогового мониторинга или вынесено решение налогового органа о досрочном прекращении налогового мониторинга;

– СЗПК признано недействительным в соответствии с гражданским законодательством.

Налоговый мониторинг

Для повышения прозрачности механизма СЗПК организация, реализующая проект, должна перейти на налоговый контроль в форме налогового мониторинга в течение трех лет со дня заключения соглашения и на весь срок его действия. Причем Российская Федерация и регионы будут вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от участия в СЗПК в случае, если организации не перешли на налоговый мониторинг.

Предметом налогового мониторинга в отношении участника СЗПК помимо прочего также будет являться проверка фактических затрат, по которым законом предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.

Перечень оснований для одностороннего расторжения СЗПК расширен указанием на неисполнение организацией обязательства по проведению налогового мониторинга.

Стабилизационная оговорка

Под стабилизационной оговоркой понимаются гарантии государства не применять акты, которые могут ухудшить положение инвесторов, которые получают возможность реализовывать инвестиционные проекты.

Изменились порядок и сроки применения стабилизационной оговорки, благодаря которым для инвесторов на конкретный срок фиксируется уровень налогов и гарантируется неизменность законодательства. Из стабилизационных актов исключается утилизационный сбор, а из обязательных платежей, за счет которых возможно возмещение затрат, – акцизы на автомобили, мотоциклы и транспортный налог. Причем транспортный налог и вывозные таможенные пошлины будут стабилизироваться на весть срок действия СЗПК.

Для федеральных проектов потребуются капиталовложения в объеме не менее 750 млн руб. (ранее – 250 млн руб.). Для максимального срока применения стабилизационной оговорки в 20 лет теперь потребуются капиталовложения в объеме не менее 15 млрд руб. (ранее – 10 млрд руб.).

При заключении СЗПК разрешается учитывать не только собственные, но и заемные средства его участников. Вместе с тем одновременно увеличивается минимальный объем капиталовложений в соответствующие сферы экономики в три раза, а для особо крупных – в два раза.

Ранее положения о стабилизационной оговорке в рамках СЗПК не затрагивали отношения по уплате НДПИ. Поправками вводятся стабилизирующие положения в части изменения или отмены порядка определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), при исчислении НДПИ, но лишь в отношении налогоплательщиков, заключивших СЗПК, одной из сторон которого является Российская Федерация, и при этом реализующих новый инвестиционный проект в сфере добычи руд цветных металлов (золота) с объемом капитальных вложений не менее 300 млрд руб.

Другие изменения

Урегулирован процесс выполнения обязательств инвестора и государства в условиях форс-мажора и существенных изменений обстоятельств, установлен примерный перечень таких обстоятельств. Уточняются критерии новизны инвестиционного проекта. Скорректированы меры государственной поддержки инвестиционных проектов.

Налоговые льготы для ИT-отрасли

Федеральный закон от 14.07.22 № 321-ФЗ увеличивает с 1 января 2023 г. меры поддержки российской ИТ-отрасли. Расширен круг налогоплательщиков, которые в 2022-2024 гг. могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.15 ст. 284 НК РФ) и платить страховые взносы по ставке 7,6% (ст. 427 НК РФ). Закон вступил в силу с 14 июля 2022 г., за исключением отдельных норм. В частности, ряд новых положений п. 1.15 ст. 284 и ст. 427 НК РФ распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.

Смягчены условия для применения льгот: убран лимит численности работников (требование о минимуме в семь человек), а доля выручки от ИT-деятельности снижена с 90 до 70%. Отметим, что по-прежнему требуется аккредитация в Минцифры РФ.

С 1 января 2023 г. введены новые основания для ускоренной амортизации. С коэффициентом 3 можно будет амортизировать исключительные права на программы для ЭВМ и базы данных из единого реестра российских программ (исключение – нематериальные активы, срок полезного использования которых организации определяют самостоятельно), а также амортизируемые основные средства из единого реестра российской радиоэлектронной продукции.

Установлен запрет использования льгот для организаций, образованных при реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованных посредством присоединения к ним другого юридического лица либо выделения одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 г., а также с прямым или косвенным участием Российской Федерации при доле участия не менее 50%. Запрет не действует, если указанные организации получили государственную аккредитацию до 1 июля 2022 г. и в 2022 г. применяли льготные ставки налога на прибыль и страховых взносов.

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *