Передача сведений о рекламе

Для обеспечения прослеживаемости рекламы в сети Интернет с 1 сентября 2022 г. в нашей стране появилась единая система маркировки рекламы – начала работать Единая система учета рекламы в Интернете (ЕИС УРИ).

Рекламодатели (клиенты), рекламораспространители (агентства и фрилансеры), операторы рекламных систем (Яндекс, Google и др.), размещающие в Интернете рекламу, направленную на российских потребителей (за исключением социальной), обязаны передавать информацию об этом в Роскомнадзор.

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 02.07.21 № 347-ФЗ в Закон о рекламе. Во исполнение новаций приняты:

– постановления Правительства РФ от 25.05.22 № 948, от 28.05.22 № 966 и № 974;

– распоряжение Правительства РФ от 30.05.22 № 1362-р;

– приказы Роскомнадзора от 11.04.22 № 62, № 63 и № 64.

В правительственных документах определены:

– состав информации о распространенной в сети Интернет рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором;

– критерии отнесения участников рынка интернет-рекламы к лицам, обязанным предоставлять информацию о рекламе;

– правила взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных и участниками рынка интернет-рекламы;

– порядок предоставления Роскомнадзором доступа к информации о распространенной в сети Интернет рекламе антимонопольному органу и ФНС РФ;

– условия отбора оператора рекламных данных.

В приказах Роскомнадзора установлены:

– порядок ведения реестра операторов рекламных данных;

– требования к программам для ЭВМ, используемым операторами рекламных данных для учета рекламы в сети Интернет и предоставления информации в Роскомнадзор;

– состав информации о распространенной в сети Интернет рекламе, имеющейся у Роскомнадзора, доступ к которой вправе получить рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы, и порядок ее предоставления.

Система ЕИС УРИ

Единая система учета рекламы в Интернете (далее – ЕИС УРИ) будет обеспечивать автоматизацию процессов сбора и обработки информации о размещенной в сети Интернет рекламе, учета и хранения такой информации, обеспечения доступа к ней. В системе будет собираться и храниться информация о рекламодателях, распространителях рекламы, операторах рекламных систем и посредниках.

Причем система обеспечит доступ к такой информации и сделает возможным ее предоставление в электронной форме. Предполагается также возможность дальнейшей интеграции ЕИС УРИ с другими информационными системами для получения достоверной и актуальной информации, осуществления контроля достоверности, полноты, актуальности и своевременности размещения информации.

Обязанности по формированию и ведению системы возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Для обеспечения работы системы Роскомнадзор сможет привлекать подведомственную ему радиочастотную службу. Сбором и анализом информации займутся операторы рекламных данных.

Роскомнадзор посредством обработки и анализа информации, размещенной в информационной системе учета рекламы, будет осуществлять сверку сведений в составе информации, размещенной в ней. Причем Роскомнадзор посредством взаимодействия с ФАС РФ сможет определить отнесение к рекламе информации, размещенной в сети Интернет.

Рекламодатели, рекламные системы и агентства в течение 30 дней с момента размещения рекламы должны будут передавать информацию о ней в Единую систему: сообщать о площадках, на которых показываются объявления, количестве показов, агентах и контрагентах, расходах и т. п.

Взаимодействие уполномоченного органа с операторами рекламных данных, рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем будет осуществляться с использованием информационной системы радиочастотной службы (исключительно в электронном формате с использованием автоматически формируемых в личном кабинете форм документов).

Взаимодействие Роскомнадзора с оператором рекламных данных может осуществляться посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Передача оператором рекламных данных информации о рекламе Роскомнадзору осуществляется посредством автоматического взаимодействия используемой оператором специальной программы для ЭВМ с информационной системой (обмен информацией в электронном виде в автоматическом режиме по защищенным каналам связи, исключающим доступ к информации третьих лиц, с использованием технологии шифрования).

По вопросам отнесения информации в Интернете к рекламе Роскомнадзор будет взаимодействовать с ФАС РФ.

Кто и как должен предоставлять информацию

Постановлением Правительства РФ от 25.05.22 № 948 определено, кто с 1 сентября должен передавать в Роскомнадзор данные о рекламе, размещенной в сети Интернет и направленной на российских потребителей:

– рекламодатели (юридические или физические лица, индивидуальные предприниматели), кроме владельцев исключительных прав на объекты рекламирования. Среди исключений также изготовители или продавцы товаров, информацию о рекламе которых должны по договору предоставлять другие лица;

– юридические или физические лица, индивидуальные предприниматели – рекламораспространители, являющиеся владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в Интернете, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, и операторы рекламных систем, которые осуществляют и (или) организуют распространение рекламы любых рекламодателей, в том числе в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире.

Роскомнадзор приказом от 11.04.22 № 64 утвердил требования к программам для ЭВМ, используемым операторами рекламных данных для учета рекламы в сети Интернет и предоставления информации в Роскомнадзор. Сведения о распространенной в Сети рекламе, направляемые оператором рекламных данных в уполномоченный орган, должны будут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени оператора рекламных данных.

Взаимодействие уполномоченного органа с операторами рекламных данных, рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем будет осуществляться через ИТ-систему с использованием информационной системы радиочастотной службы (исключительно в электронном формате с использованием автоматически формируемых в личном кабинете форм документов).

Участники рынка должны передавать ведомству данные в течение 30 календарных дней с момента размещения рекламы в Интернете.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.22 № 974 определены порядок, сроки и формат предоставления информации о распространенной рекламе. Информацию в ЕИС УРИ участники рынка должны предоставлять самостоятельно или через операторов рекламных данных, уполномоченных на это Роскомнадзором. Например, в случае, если рекламодатели предоставляют информацию самостоятельно, это можно сделать через личный кабинет системы радиочастотной службы. Доступ к личному кабинету осуществляется через подтвержденную учетную запись в системе. Срок для самостоятельной передачи данных – один месяц после того, в котором разместили рекламу. Необходимые формы документов для заполнения система будет создавать автоматически. Информацию можно предоставлять также через операторов рекламных данных. Их отберет специальная комиссия, Положение о создании и деятельности которой утверждено постановлением Правительства РФ от 28.05.22 № 966. Роскомнадзор будет вести реестр операторов рекламных данных в порядке, установленном его приказом от 11.04.22 № 62.

Информация в ЕИС УРИ будет храниться не менее пяти лет, а также подлежать защите в соответствии с законодательством о коммерческой тайне. Операторы рекламных данных должны хранить их на территории Российской Федерации не менее пяти лет со дня предоставления сведений в Роскомнадзор.

Какую информацию необходимо передавать

Распоряжением Правительства РФ от 30.05.22 № 1362-р утвержден состав сведений, которые необходимо будет направлять.

Данные о договоре

Среди данных, подлежащих передаче, указана информация о договорах, заключенных между рекламодателем, рекламораспространителем и оператором рекламной системы. Необходимо передать: сведения о сторонах договора; сведения о предмете договора; дату и номер договора (при наличии); цену договора (при наличии); сведения об исполнении договора с актами сдачи-приемки услуг; параметры целевой аудитории рекламы с учетом пола, возраста, территории проживания (нахождения), иных социально-демографических параметров дифференциации (при наличии).

Реклама

Хранить и вносить в единый реестр участники рынка будут непосредственно и саму рекламу.

Тип рекламы

Он определяется исходя из: стоимости, равной произведению количества действий потребителей рекламы, определенных рекламодателем, и стоимости одного действия потребителя рекламы; стоимости, равной произведению количества показов рекламы потребителям рекламы и стоимости одного показа; стоимости, равной произведению количества фактов доступа (переходов) потребителей рекламы к информации об объекте рекламирования или самому объекту рекламирования (далее – факт доступа) и стоимости одного факта доступа; иного типа рекламной кампании в интернете, в том числе связанного с особенностями формирования ее стоимости.

Сведения, которые передавать не нужно: данные о рекламе, рассылаемой по электронной почте или в виде сообщений для групп пользователей. Также не нужно сохранять информацию о рекламе, распространяемой в Интернете в составе теле- и радиопрограмм, если она вышла в том же виде, что и в теле- и радиоэфире.

Передаваемые сведения о рекламе должны содержать идентификатор рекламы, индивидуальный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер рекламодателя, представителя рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламной системы и сведения о договоре, заключенном между рекламодателем, представителем рекламодателя, рекламораспространителем и (или) оператором рекламных систем для оказания услуг по распространению рекламы.

Ответственность

Роскомнадзор будет проводить сверку информации, размещенной в ЕИС УРИ.

Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем и операторы рекламных данных несут ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в Роскомнадзор. Пока ответственность лишь задекларирована и не конкретизирована. Сказанное означает одно из двух: или будут применяться нормы, которые уже регулируют ответственность рекламного и, возможно, налогового законодательства, или будут приняты поправки, предусматривающие специальную ответственность за нарушение новых требований.

Роскомнадзор имеет право запрещать распространение рекламы на сайтах иностранного лица (как физического, так и юридического) на территории Российской Федерации (с внесением таких иностранных лиц в специальный реестр).

С 1 сентября 2022 г. уже запрещено распространение рекламы, рассчитанной на привлечение внимания российских потребителей, на таких сайтах. Постановлением Правительства РФ от 07.05.22 № 827 регламентирована процедура рассмотрения дел в связи с запретом на распространение рекламы, направленной на привлечение внимания российских потребителей, на информационном ресурсе иностранного лица.

Доступ к размещенной в системе информации

Предусмотрено предоставление Роскомнадзором доступа к имеющейся у него информации, в том числе антимонопольному органу, – ФНС РФ. Порядок предоставления такой информации установлен постановлением Правительства РФ от 28.05.22 № 969.

Приказом Роскомнадзора от 11.04.22 № 63 утверждены также состав и порядок предоставления информации о распространенной рекламе, которую могут получить рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы, если информация непосредственно касается их прав и обязанностей. Данная информация предоставляется в автоматическом режиме по запросам указанных лиц, направляемым посредством информационного сервиса, создаваемого в информационной системе, размещенной на сайте Роскомнадзора. Доступ к информационному сервису осуществляется с использованием подтвержденной учетной записи на Едином портале государственных услуг. Информация предоставляется в течение суток с даты размещения запроса в информационном сервисе.

Преимущества и недостатки системы

Целью разработки системы является борьба с так называемым серым рынком, т. е. борьба с реализацией нелегитимных схем, связанных с уходом от налогов. Кроме того, система направлена на обеспечение возможности отслеживать размещаемую в сети Интернет рекламу, автоматизировать процессы сбора и обработки информации о размещенной рекламе. Предполагается, что изменения упростят работу налоговой службы и добросовестных налогоплательщиков, рекламный рынок получит инструмент взаимодействия рекламных агентств и медиа с государством, а данные, которые будут храниться в информационной системе учета рекламы, могут быть использованы для повышения эффективности рекламных кампаний.

Между тем распространителям рекламы и рекламным агентствам придется перестроить свои процессы под требования закона и нести дополнительные издержки на формирование и предоставление отчетности.

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *