Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

У небольших организаций, отвечающих определенным критериям, есть возможность существенно упростить ведение бухгалтерского учета и составление отчетности. Кто вправе применять упрощенные способы ведения учета? Какими нормативными актами следует руководствоваться и на что обратить особое внимание?

Все экономические субъекты Российской Федерации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом о бухгалтерском учете. Применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность вправе лица, указанные в п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете: субъекты малого предпринимательства; НКО; организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.10 № 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) не применяют:

– организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– жилищные и жилищно-строительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

– микрофинансовые организации (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.10 № 151-ФЗ “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”);

– организации государственного сектора;

– политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

– коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские и нотариальные палаты;

– НКО, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Наиболее распространенная категория лиц, имеющих право ведения упрощенного учета и составления упрощенной отчетности, – это субъекты малого предпринимательства (МП). Критерии отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) установлены Федеральным законом от 24.07.07 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”. Отметим, что вновь созданные организации (ИП) в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам МП, если их показатели за период, прошедший со дня государственной регистрации, не превышают установленные предельные значения.

К субъектам МП относятся только организации и ИП, включенные в единый реестр МСП, который ведет ФНС РФ. Данный реестр обновляется ежемесячно в связи с мероприятиями по поддержке пострадавших в период пандемии налогоплательщиков.

Упрощенная система бухгалтерского учета

Приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Они применяются в части, не противоречащей Закону о бухгалтерском учете

Обобщенная практика применения данных рекомендаций с учетом Закона о бухгалтерском учете раскрыта в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015, Информационном сообщении Минфина России от 24.06.16 № ИС-учет-3, Информации Минфина России от 29.06.16 № ПЗ-3/2016.

Для организаций, применяющих упрощенные способы, предусмотрен ряд преференций. Причем у них есть возможность самостоятельно выбрать, какие именно упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов).

Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом необходимо учитывать требования, установленные п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете (где сказано, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям отчетности для принятия экономических решений) (п. 1.2 Информации № ПЗ-3/2016).

Выбранные упрощенные способы организация закрепляет в учетной политике, которая должна обеспечивать, в частности, рациональное ведение бухгалтерского учета (п. 1.2, 2 Информации № ПЗ-3/2016, Информационное сообщение № ИС-учет-5).

Руководитель организации, имеющей право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, может возложить ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).

Бухгалтерские регистры

Субъекты МП вправе принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации (п. 4 Информации № ПЗ-3/2016). При этом организация может выбрать один из следующих вариантов.

Первый: использовать в качестве регистров бухгалтерского учета имущества упрощенные ведомости. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована МП, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (абз. 3 п. 4.1 Информации № ПЗ-3/2016, абз. 3 п. 21, разд. 4.2 Рекомендаций). Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Все хозяйственные операции отражаются в них методом двойной записи, сумму по любой операции нужно записывать одновременно в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием кредитуемого счета, в другой – по кредиту счета и аналогичной записью дебетуемого счета.

Можно применять следующие регистры (ведомости): ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений – ф. № В-1; ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, – ф. № В-2; ведомость учета затрат на производство – ф. № В-3; ведомость учета денежных средств и фондов – ф. № В-4; ведомость учета расчетов и прочих операций – ф. № В-5; ведомость учета реализации – ф. № В-6 (оплата); ведомость учета расчетов и прочих операций – ф. № В-6 (отгрузка); ведомость учета расчетов с поставщиками – ф. № В-7; ведомость учета оплаты труда – ф. № В-8. В конце отчетного периода накопленную в ведомостях информацию нужно обобщить в сводной (шахматной) ведомости по ф. № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость и выводятся остатки на последний календарный день отчетного периода. Оборотная ведомость является основой для составления бухгалтерского баланса.

Второй: вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Это простая форма с использованием метода двойной записи. Она рекомендована тем, кто совершает незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляет производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов (абз. 2 п. 4.1 Информации № ПЗ-3/2016, абз. 2 п. 21, разд. 4.1 Рекомендаций).

Форму Книги можно разработать самостоятельно на основе ф. № К-1 (утв. в приложении 1 к Рекомендациям). Книга представляет собой таблицу, в которой все операции отражаются в разрезе используемых счетов на основе первичных документов. Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками целесообразно применять ведомость учета оплаты труда (за основу может быть взята ф. № В-8).

Если этих регистров недостаточно для ведения учета, то можно применить и другие ведомости, используемые при полной форме ведения бухгалтерского учета.

Книгу по ф. № К-1 нужно открыть записями остатков по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода либо на начало деятельности. Записи в нее заносятся в хронологической последовательности в течение каждого месяца отчетного года на основе первичных документов. Суммы по каждой операции в графе “Сумма” следует отражать в Книге двойной записью одновременно по графам “Дебет” и “Кредит” соответствующих счетов, утвержденных рабочим Планом счетов организации.

Третий: без применения двойной записи. Учет может вестись по модифицированной форме Книги ф. № К-1 без указания корреспонденции счетов. Данным способом вправе воспользоваться лишь микропредприятия.

Выбирая тот или иной способ учета, следует помнить, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям отчетности для принятия экономических решений.

Рабочий план счетов

Субъекты МП вправе использовать сокращенный рабочий план счетов, строящийся на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (п. 3 Информации № ПЗ-3/2016). Принцип формирования сокращенного рабочего плана счетов приведен в табл. 1.

Таблица 1
Счета,
применяемые организацией,
не являющейся МП
Обобщенные счета,
которые может применять МП
07 “Оборудование к установке”;
10 “Материалы”;
11 “Животные на выращивании и откорме”
10 “Материалы”
20 “Основное производство”;
23 “Вспомогательное производство”;
25 “Общепроизводственные расходы”;
26 “Общехозяйственные расходы”;
28 “Брак в производстве”;
29 “Обслуживающие производства и хозяйства”
20 “Основное производство”
41 “Товары”;
43 “Готовая продукция”
41 “Товары”
62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”;
71 “Расчеты с подотчетными лицами”;
73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”;
75 “Расчеты с учредителями”;
76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”;
79 “Внутрихозяйственные расчеты”
76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”
51 “Расчетные счета”;
52 “Валютные счета”;
55 “Специальные счета в банках”;
57 “Переводы в пути”
51 “Расчетные счета”
80 “Уставный капитал”;
82 “Резервный капитал”;
83 “Добавочный капитал”
80 “Уставный капитал”
90 “Продажи”;
91 “Прочие доходы и расходы”;
99 “Прибыли и убытки”
99 “Прибыли и убытки”

Применение сокращенного рабочего Плана счетов возможно для всех форм упрощенного бухгалтерского учета.

Отметим, что ведение учета по упрощенному плану счетов может вызвать затруднения при составлении бухгалтерской отчетности, формируемой по общеустановленным (не упрощенным) формам, приведенным в Приложениях № 1 и № 2 к приказу Минфина России от 02.07.10 № 66н. Для формирования показателей строк отчетности потребуется организовать аналитический учет по синтетическим счетам бухгалтерского учета, предусмотренным сокращенным рабочим планом счетов.

Какие ПБУ разрешено не применять

Субъекты МП могут полностью не применять некоторые ПБУ, другими словами, вообще не раскрывать в отчетности предусмотренную ими информацию. Речь идет о:

– ПБУ 8/2010 (п. 3, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг). При отказе от применения ПБУ 8/2010 не нужно отражать в бухгалтерском учете оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, нет необходимости создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.). Важная деталь: сохраняется необходимость формировать резерв по сомнительным долгам, поскольку это требование установлено не ПБУ 8/2010, а п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н);

– ПБУ 2/2008 (п. 2.1, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг). При отказе от применения ПБУ 2/2008 доходы и расходы по договорам строительного подряда можно учитывать в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (без специальных корректировок);

– ПБУ 18/02. При отказе от его использования в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы, формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также ОНА и ОНО. Важно помнить: при применении упрощенного способа ведения бухгалтерского учета возникают разницы между бухгалтерским и налоговым учетом;

– ПБУ 16/02 (п. 3.1, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг). При отказе от применения ПБУ 16/02 в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;

– ПБУ 11/2008 (п. 3, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг). При отказе от использования ПБУ 11/2008 в годовой отчетности не следует отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность организации;

– ПБУ 12/2010 (п. 2, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг). При отказе от применения ПБУ 12/2010 в годовой отчетности не придется формировать и раскрывать информацию по сегментам.

Помимо этого, МП могут не применять некоторые положения отдельных ПБУ, что также существенно упрощает ведение учета. Перечень таких ПБУ приведен в табл. 2.

Таблица 2
Наименование ПБУ, норма От чего освобождается субъект МП
9/99 “Доходы организации”, п. 12 Может признавать доходы и расходы по кассовому методу
10/99 “Расходы организации”, п. 18 То же
19/02 “Учет финансовых вложений”, п. 19, 21 Вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом МП может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете (начисление резерва) в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен
1/2008 “Учетная политика организации”, п. 15.1 (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) Вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету
22/2010 “Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности”, п. 9 (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) Вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 ПБУ, без ретроспективного пересчета. То есть все ошибки будут исправляться за счет прочих доходов и расходов с использованием счета 91 “Прочие доходы и расходы”
15/2008 “Учет расходов по займам и кредитам”, п. 7 Может включать в состав прочих расходов все расходы по займам (не включая их в стоимость инвестиционного актива)
23/2011 “Отчет о движении денежных средств”, п. 2 (при отсутствии данных, подлежащих отражению в отчете и при невключении данного приложения в бухгалтерскую отчетность, это ПБУ не применяется) Вправе не формировать Отчет о движении денежных средств

Субъекты МП могут признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99). Желающие воспользоваться правом освобождения от применения тех или иных норм ПБУ должны отразить это в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Кассовый метод учета доходов и расходов

Организации могут принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов (п. 19 ПБУ 1/2008, п. 12 ПБУ 9/99, п.18 ПБУ 10/99). Иными словами, можно не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни, а именно:

– выручку признавать по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в подп. “а”, “б”, “в” и “д” п. 12 ПБУ 9/99 (все указанные условия могут быть соблюдены при поступлении аванса, поэтому полученные субъектом МП авансы при кассовом методе признаются доходами);

– расходы признавать после погашения задолженности, т. е. только в части оплаченных материальных ценностей, работ, услуг, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат (выданные авансы расходами не признаются, поскольку не являются погашением задолженности).

Кассовый метод бухгалтерского учета, безусловно, сокращает количество операций в учете организации. Однако в силу отсутствия четкого регламента требует самостоятельной разработки методов учета отдельных элементов учета и указания их в учетной политике организации в части введения дополнительной аналитики к счетам.

Применение метода начисления является более привычным и удобным и имеет неоспоримые преимущества. В частности, благодаря этому методу в бухгалтерском учете и отчетности в полном объеме отражаются дебиторская и кредиторская задолженности, что позволяет контролировать исполнение договорных обязательств и оценивать платежеспособность и финансовое положение организации. Также при методе начисления более верно формируются себестоимость продукции и финансовый результат продаж.

Кроме того, на практике использование кассового метода в бухгалтерском учете не гарантирует идентичности его данных с показателями налогового учета у тех организаций, которые применяют специальные налоговые режимы или выбрали кассовый метод при общей системе налогообложения.

Упрощенный учет основных средств

Отметим, что с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. будут применяться ФСБУ 26/2020 “Капитальные вложения” и ФСБУ 6/2020 “Основные средства”. Однако организация может принять решение о досрочном их применении, например, начиная с 1 января 2021 г.

В пункте 4 ФСБУ 26/2020 указано, что организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может определять фактические затраты при признании капитальных вложений в упрощенном порядке:

– без учета отдельных видов затрат, указанных в подп. “б” – “з” п. 10 ФСБУ 26/2020, включая величину оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации этого объекта и восстановлению окружающей среды, а также затрат, возникших при этом в связи с использованием труда работников (неучтенные при этом затраты признаются расходами периода, в котором они понесены);

– в размере сумм, уплаченных и (или) подлежащих уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) при осуществлении капитальных вложений без учета всех скидок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, вне зависимости от формы их предоставления, равно как без дисконтирования в случае отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 мес.;

– в размере балансовой стоимости передаваемых активов при осуществлении капитальных вложений по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами.

Кроме того, организации могут отказаться от проверки капитальных вложений на обесценение, т. е. оценивать капитальные вложения по балансовой стоимости на отчетную дату, и раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о капитальных вложениях в ограниченном объеме.

Есть и особенности учета ОС такими организациями. Так, наделенная правом ведения упрощенного учета организация может не выполнять требование о проверке активов на обесценение и не показывать сведения об этом в отчетности (п. 3 ФСБУ 6/2020). Она также может не применять п. 23 ФСБУ 6/2020, в котором установлены особенности учета оценочных обязательств по будущему демонтажу, утилизации объекта и др., и раскрывать информацию об ОС не в полном объеме. Рассматриваемые организации вправе применять переходные положения в особом порядке, установленном п. 51 ФСБУ 6/2020. Они могут начать применять стандарт перспективно только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала его применения. Предыдущие данные бухгалтерского учета остаются неизменными.

Безусловно, слово “может” не значит “обязана”, поэтому выбор целесообразно закрепить в учетной политике.

Если в 2021 г. субъект МП применяет ПБУ 6/01, то он может определять первоначальную стоимость ОС (п. 8.1 ПБУ 6/01):

– при приобретении за плату – исходя из цены поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат, не учтенных в названной цене);

– при их сооружении (изготовлении) – исходя из суммы, которая уплачивается по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС.

Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. Это может приводить к различиям с налоговым учетом.

Субъекты МП вправе начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией (абз. 9 п. 19 ПБУ 6/01).

Субъекты МП могут не проводить переоценку ОС (п. 15 ПБУ 6/01).

Можно начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере 100% первоначальной стоимости объектов при их принятии к бухгалтерскому учету (абз. 10 п. 19 ПБУ 6/01). К производственному инвентарю относятся предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут квалифицироваться ни как оборудование, ни как сооружения. Поскольку дорогостоящий инвентарь является ОС, целесообразно сформировать карточки учета по ф. ОС-1 и учитывать его как ОС до тех пор, пока организация использует данный инвентарь в своей деятельности.

Упрощенный учет материально-производственных запасов

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г. применяется ФСБУ 5/2019 “Запасы”. Микропредприятия могут не применять ФСБУ 5/2019, а затраты, которые в соответствии со стандартом должны были бы включаться в стоимость запасов, признавать расходами периода, в котором были понесены (п. 2 ФСБУ 5/2019).

В ФСБУ 5/2019 предусмотрены следующие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета запасов:

– определение себестоимости приобретенных запасов в размере сумм, уплаченных и (или) подлежащих уплате (без учета всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, равно как без дисконтирования в случае отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 мес.);

– признание фактической себестоимостью запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, балансовой стоимости передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ, оказание услуг;

– оценка запасов на отчетную дату по фактической себестоимости;

– признание затрат на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, расходами периода, в котором были понесены.

Бухгалтерский учет аренды у арендатора

Новый стандарт ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды” следует применять с бухгалтерской отчетности за 2022 г. Те, кто применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, смогут перейти на ФСБУ 25/2018 только в отношении договоров, исполнение которых начинается с 01.01.22 (п. 53 ФСБУ 25/2018). Однако по общему правилу организация может начать применение ФСБУ 25/2018 и раньше.

Право пользования активом признается по фактической стоимости, которая включает затраты, осуществленные в связи с исполнением договора аренды, за вычетом возмещаемых сумм налогов. В частности, это (п. 13 ФСБУ 25/2018):

– величина первоначальной оценки обязательства по аренде;

– арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;

– затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

– величина подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.

Те, кто вправе применять упрощенные способы учета, могут рассчитывать фактическую стоимость права пользования активом исходя из первых двух пунктов приведенного выше перечня, а остальные затраты признать расходами периода, в котором были понесены.

Одновременно с правом пользования активом арендатор отражает обязательство по аренде. По общему правилу первоначальная оценка обязательства (задолженности по аренде) рассчитывается как приведенная (дисконтированная на дату этой оценки) стоимость будущих арендных платежей, подлежащих внесению на протяжении срока договора. Арендатор, который вправе применять упрощенные способы учета, может определять ее как сумму номинальных величин будущих арендных платежей на дату этой оценки.

Для арендатора предусмотрено, что он вправе не отражать в качестве актива право пользования арендованным активом, а арендные платежи признавать в качестве расхода равномерно в течение срока аренды, независимо от графика внесения арендных платежей арендатору. Может быть применен и иной систематический подход, если он лучше отражает структуру потребления арендатором выгод (преимуществ) от предмета аренды. При этом право пользования активом и обязательство по аренде признавать не нужно. Использовать данный способ может арендатор, который вправе применять упрощенный бухгалтерский учет.

Организация-арендодатель, которая вправе использовать упрощенные способы учета, может учитывать все объекты как объекты учета операционной аренды (п. 28 ФСБУ 25/2018), за исключением следующих случаев: условиями договора предусмотрен переход к арендатору права собственности на предмет аренды; арендатор имеет право на покупку предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату реализации этого права.

Упрощенный учет нематериальных активов

Затраты на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, организации, применяющие упрощенные способы бухгалтерского учета, могут признавать в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007). Поэтому ни в бухгалтерском учете, ни в бухгалтерской отчетности не будет остатка по статье “Нематериальные активы”.

Упрощенный учет расходов на НИОКР

Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам МП могут признаваться в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов (п. 14 ПБУ 17/02).

Упрощенная система бухгалтерской отчетности

Субъекты МП – это, как правило, организации, не размещающие собственные ценные бумаги на рынке; не привлекающие инвесторов иными способами. Другими словами, отчетность этих организаций интересна только им самим, т. е. учредителям и руководителям. У отчетности МП обычно в принципе отсутствуют заинтересованные сторонние пользователи, чьи интересы могли бы быть нарушены ее недостоверностью. Именно такой логикой, на наш взгляд, объясняется существующее послабление со стороны государства в части учета и отчетности таких организаций, а также в части отсутствия требования к ним о проведении обязательного аудита отчетности. С этой точки зрения, такие организации не являются общественно значимыми.

Субъекты МП вправе составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, а именно:

– формировать отчетность в сокращенном объеме (баланс и Отчет о целевом использовании средств). Приложения к бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств составляются, если в них необходимо привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации (п. 2 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете, подп. “б” п. 6 приказа Минфина России от 02.07.10 № 66н, п. 26 Информации № ПЗ-3/2016). В частности, при наличии приносящей доход деятельности существенная информация о доходах и расходах по этой деятельности раскрывается в приложении к балансу и Отчету о целевом использовании средств применительно к структуре и составу показателей Отчета о финансовых результатах (приложение к письму Минфина России от 06.02.15 № 07-04-06/5027). В случаях, когда НКО добровольно приняла решение о представлении информации о движении денежных средств, указанная информация раскрывается с учетом особенностей классификации денежных потоков НКО применительно к правилам, установленным ПБУ 23/2011, а также применительно к структуре и составу показателей Отчета о движении денежных средств (приложение к письму Минфина России от 22.01.16 № 07-04-09/2355);

– использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств (п. 6.1 Приказа № 66н, п. 27 Информации № ПЗ-3/2016). Отличие упрощенных форм от обычных заключается в том, что в них все отчетные показатели отражены укрупненно, по группам статей. Если организация не применяет указанные формы, то в баланс и Отчет о целевом использовании средств она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (подп. “а” п. 6 Приказа № 66н, п. 27.1 Информации № ПЗ-3/2016, п. 4.3 Информации № ПЗ-1/2015).

В то же время указанные субъекты вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (п. 6 Приказа № 66н). Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно. В этой связи в письме ФНС РФ от 20.02.17 № СД-4-3/3088@ отмечено, что МП в зависимости от выбранной ими формы составления бухгалтерской отчетности (по общеустановленным формам либо по упрощенным формам) представляют в налоговый орган вместе с балансом и Отчетом о финансовых результатах, соответственно, либо приложения по формам, предусмотренным в Приложении № 2 к Приказу № 66н, либо Отчет о целевом использовании средств (приложение № 5 к Приказу № 66н).

Выбор форм отчетности должен основываться на учете требования п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете, согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о: финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату; финансовом результате его деятельности; движении денежных средств за отчетный период, необходимом пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Поделиться ссылкой: