Кто и как проводит проверку качества товара?

Проверка качества товара может проводиться, в частности, продавцом, покупателем при приобретении товара, общественным объединением потребителей, Роспотребнадзором. Порядок проведения проверки может быть предусмотрен нормативными актами или обязательными требованиями о техническом регулировании, а также договором купли-продажи.

Кто проводит проверку качества товара

Качество и безопасность предлагаемого для продажи товара продавец обязан проверить путем осмотра, испытания, анализа и т.п., если проведение такой проверки предусмотрено законодательством или условиями договора. В этом случае продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления им проверки.

В свою очередь покупателю при приобретении товара предоставляется возможность ознакомиться с товаром самостоятельно или с помощью продавца. В частности, места продажи экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных оснащаются так, чтобы покупатель мог проверить качество приобретаемого товара (п. 3 ст. 474 ГК РФ; п. п. 2, 56 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).

Если потребитель обратился к продавцу (изготовителю) по вопросу некачественности приобретенного товара, продавец (изготовитель) обязан принять у потребителя товар ненадлежащего качества и при необходимости провести проверку его качества. В зависимости от заявленных потребителем требований срок проведения такой проверки может составлять от 10 до 45 дней.

Покупатель должен быть проинформирован о времени и месте такой проверки, так как он вправе участвовать в ней (абз. 2 п. 5 ст. 18, п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 21, ст. 22 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 3 разд. VIII Разъяснений, утв. Приказом МАП РФ от 20.05.1998 N 160).

Иногда проверку качества проводят уполномоченные представители продавца (изготовителя), в частности сотрудники магазина, в котором товар был приобретен.

Однако чаще они не обладают нужной квалификацией, особенно если недостатки выражены неявно, внешне никак не проявляются и их можно выявить только при специальном исследовании. Тогда проверку качества товара выполняет, как правило, авторизованный сервисный центр, сотрудники которого обладают необходимыми навыками, квалификацией и оборудованием для полного исследования товара.

Независимую экспертизу качества и безопасности товаров вправе проводить также общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). С этой целью, например, они могут иметь экспертов в штате (абз. 3 п. 2 ст. 45 Закона N 2300-1; Апелляционное определение Московского городского суда от 22.04.2016 по делу N 33-12925/2016).

Кроме того, проверить качество товара могут уполномоченные органы, в частности Роспотребнадзор. Так, указанный орган проверяет качество товара в рамках проведения в отношении продавца (изготовителя) проверки, а также контрольной закупки. Для обращения в Роспотребнадзор с просьбой о проведении внеплановой проверки продавца (изготовителя) необходимо сначала подать претензию продавцу (изготовителю). Сразу можно просить о проверке в случае приобретения товара, не соответствующего требованиям безопасности (пп. “в” п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; п. п. 6, 6(1), 9 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412; п. 5.9 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; п. 3.1 ст. 40 Закона N 2300-1; пп. 2.1 п. 1 ст. 44 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; Информация Роспотребнадзора “О порядке проведения проверок по обращениям граждан в Роспотребнадзор”).

Обратите внимание! В 2021 г. Правительством РФ могут быть установлены особенности осуществления государственного контроля (надзора) (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ).

Как проводится проверка качества товара

Проверка качества товара может быть предусмотрена нормативными актами или обязательными требованиями согласно законодательству о техническом регулировании, а также договором купли-продажи. Если порядок такой проверки не установлен, она производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи (п. п. 1, 2 ст. 474 ГК РФ).

Проверка качества направлена на установление ситуаций, при которых качество товара действительно является ненадлежащим. Также она выявляет и устраняет трудности, возникающие у потребителя при использовании товара, в том числе возникшие из-за неознакомления с правилами его эксплуатации.

Проверка качества товара – это проверка товара для определения его соответствия (ст. 469 ГК РФ; ст. 4 Закона N 2300-1):

  • требованиям, установленным законом;
  • условиям договора купли-продажи;
  • обычно предъявляемым требованиям к этому виду товаров;
  • целям, для которых товар такого рода обычно используется, а также целям, указанным потребителем при покупке товара;
  • образцу и (или) описанию при покупке товара по образцу и (или) по описанию.

Проверку качества проводят следующими способами:

  • исследуют товар (в частности, путем осмотра, вскрытия корпуса и т.д.);
  • анализируют внешний вид и содержание товара на соответствие заявленным свойствам;
  • проверяют товар согласно руководству по эксплуатации.

Чем отличается экспертиза качества товара

Проверка качества товара может включать проведение экспертизы (п. 3 разд. VIII Разъяснений, утв. Приказом МАП России от 20.05.1998 N 160).

Экспертиза товара отличается тем, что является дополнительной проверкой качества товара (помимо проверки, сделанной продавцом) с привлечением сведущих в науке, технике, искусстве, ремесле специалистов, применением научных методов исследования и выдачей заключения или акта экспертизы.

Продавец (изготовитель) обязан за свой счет провести экспертизу товара при возникновении спора с покупателем о причинах возникновения его недостатков. Покупатель должен быть проинформирован о времени и месте экспертизы, так как он вправе присутствовать при ее проведении.

Если при проведении экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли из-за обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, покупатель должен возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

При несогласии с результатами экспертизы покупатель вправе оспорить ее заключение в суде (абз. 3, 4 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).

Источник: www.consultant.ru

Поделиться ссылкой: