Можно ли принять на работу главного бухгалтера без права подписи?

Можно ли принять на работу главного бухгалтера без права подписи?

Организация может принять на работу главного бухгалтера без права подписи. Полномочия по подписанию документов могут возлагаться на других работников организации на основании приказа (иного распорядительного документа) по организации или доверенности от имени организации. Все документы вправе подписывать руководитель.

Перечень лиц, которые имеют право подписывать первичные учетные документы, утверждает руководитель (п. 14 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, письмо Минфина России от 10.09.2013 № 07-01-06/37273, информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Главный бухгалтер может не входить в указанный перечень, кроме того, руководитель может не устанавливать перечень таких лиц. В этом случае все первичные учетные документы будет подписывать только он.

На экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности на бумажном носителе достаточно подписи руководителя организации. При этом подпись главного бухгалтера не является обязательной (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

Налоговую отчетность (декларации), представляемую в налоговую инспекцию, подписывает:

  • руководитель организации
  • либо уполномоченный представитель организации (гражданин или другая организация)

В качестве уполномоченного представителя организации может выступать:

  • работник организации (например, главный бухгалтер)
  • или работник (руководитель) иной организации, являющийся уполномоченным представителем

Уполномоченный представитель должен быть наделен полномочиями представлять интересы организации-налогоплательщика в налоговых правоотношениях (ст. 27, п. 3 ст. 29, п. 5 ст. 80 НК РФ).

Счета-фактуры (корректировочные счета-фактуры), выставленные как на бумажном носителе, так и в электронном виде, должны быть подписаны руководителем организации. Счет-фактуру, составленный на бумажном носителе, также подписывает главный бухгалтер. При этом налоговое законодательство допускает передачу права подписи другим лицам (ст. 169 НК РФ). Это возможно на основании приказа (иного распорядительного документа) по организации или доверенности от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ “Об электронной подписи”).

С учетом норм п. 7.5, 7.6 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И “Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов” главный бухгалтер может не обладать правом подписи банковских документов. Право подписи принадлежит единоличному исполнительному органу клиента – организации (руководителю организации), а также иным сотрудникам (работникам), наделенным правом подписи клиентом-организацией, в том числе на основании распорядительного акта, доверенности.

Согласно п. 4.2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” (далее – Указание Банка России № 3210-У) кассовые документы организации оформляются:

  • главным бухгалтером;
  • бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее – бухгалтер);
  • руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

При этом кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем), а также кассиром. В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем (п. 4.3 Указания Банка России № 3210-У).

До 1 января 2022 года электронную подпись для подписания документов и отчетности от имени организации может получить любое лицо – представитель организации по доверенности. Планируется, что после этой даты электронную подпись для организации сможет получить только ее руководитель (или иное лицо, которое может действовать от имени организации без доверенности). Эти изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ в ст. 18 Закона об электронных подписях.

Поделиться ссылкой: