Составляем заявление работодателю на оплату больничного листа

Заявление в ФСС о выплате пособия по временной нетрудоспособности — это документальный запрос сотрудника на перечисление денежных средств при наступлении страхового случая. Его подают в бухгалтерию, в отдел кадров или в территориальный орган Фонда социального страхования. С января 2022 необходимость подачи запроса для большинства случаев отменили.

Как изменились правила по выплате больничного листа

В Федеральном законе № 255 от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании» указано, нужно ли писать заявление в ФСС о выплате пособия по временной нетрудоспособности, — в большинстве случаев теперь в этом нет необходимости. С 01.01.2022 ФСС перешел на так называемый проактивный порядок выплат больничных. Теперь фонд производит начисления без участия работодателя, в беззаявительном формате. Но работодатель участвует в процедуре оформления реестров и передачи их на рассмотрение в Фонд соцстраха.

Федеральный закон № 126 от 30.04.2021 внес соответствующие изменения в ФЗ № 255 и ФЗ № 125 от 24.07.1998 «Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний».

До сих пор больничный платили в заявительном порядке. Сначала работник писал заявление на основании выданного листка нетрудоспособности. Затем бухгалтер передавал сведения страховщику (ФСС). И фонд перечислял пособие работнику.

Теперь заявление не требуется. Основанием для перечисления выплат по болезни, беременности и родам является закрытый электронный больничный. Порядок такой:

  1. ФСС получает листок временной нетрудоспособности из медучреждения по специальной электронной системе.
  2. Затем страховщик уведомляет работодателя о том, что сотрудник находится на больничном.
  3. После закрытия листка он запрашивает необходимые сведения о застрахованном лице в разных ведомствах (ПФР, налоговой инспекции, ЗАГС и др.) и у работодателя.
Важно!
После обращения ФСС работодатель обязан предоставить информацию для расчета пособия (например о стаже, зарплате, и др.) не позже 3 рабочих дней (ч. 15 ст. 13 ФЗ № 255).

Отправка реестра с этими данными для пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам происходит в электронном виде по форме из приложения № 15 Приказа ФСС РФ № 26 от 04.02.2021.

Для других пособий работодатель обязан соблюдать иные сроки по отправке реестра. Например, для единовременной выплаты по рождению ребенка его необходимо отправить за 2 рабочих дня. Форму берут в приложении № 17 Приказа № 26.

Работники этот процесс вправе отслеживать через личный кабинет на сайте Фонда соцстраха. Для входа используют логин и пароль от личного кабинета на портале Госуслуги.

Важно!
Заявительный порядок выплат больничных остается в двух случаях: для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Листок по БиР появляется в системе аналогично в электронном виде, но сразу закрытым на 140 дней. Затем ФСС отправляет запрос в компанию. И бухгалтер обязан отправить информацию (приложение № 15 Приказа № 26). Но только после того, как сотрудница напишет заявление на отпуск по БиР.

Чтобы получить ежемесячную выплату по уходу за ребенком, необходимо написать заявление об этом в компанию одновременно с запросом о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (ч. 10 ст. 13 ФЗ № 255). Бухгалтер обязан отправить реестр в течение 3 рабочих дней. Форму реестра необходимо использовать из приложения № 19 Приказа № 26.

Отдельный случай, для которого действует заявительный порядок, — получение листка нетрудоспособности по болезни военнослужащих. Военнослужащий обращается к медработнику части, получает справку. Врач вправе ее выдать сроком до 6 суток, фельдшер — до 3 суток. Если человек обращается повторно, то справку вправе продлить до 15 и 10 суток соответственно (ст. 359 Устава Вооруженных Сил, утв. Указом Президента РФ № 1495 от 10.11.2007). Дополнительно заболевший офицер пишет рапорт на больничный на имя командира части. Этот документ позволяет ему не находиться в части во время болезни и получать выплаты по болезни.

Как составить для страхователя

Содержание заявления зависит от причины выдачи листка, оформление однотипно. Официально утвержденной формы нет, используется обычный формат. В некоторых случаях следует заполнить готовый шаблон. Информацию в заявление вносит застрахованное лицо либо его родственник или специалист по кадрам (представитель страхователя) — ограничений не предусмотрено. А вот подписывает документ только работник — застрахованное лицо. В большинстве случаев запрос отдают в бухгалтерию или отдел кадров по месту работы.

Обычно пишут заявку для получения больничного после поступления страховщику электронного больничного. Кроме того, пациент вправе получить выписку из него в бумажном виде (ч. 7 ст. 13 ФЗ № 255). Если больничный продлен (выписан новый листок), то пациент вправе принести несколько листков сразу или передавать их по мере закрытия каждого.

Выплаты произведут после того как бухгалтер заполнит реестр с необходимыми сведениями и отправит их в ФСС. Фонду дается на это 10 рабочих дней после получения сведений от работодателя или работника (ч. 1 ст. 15 ФЗ № 255).

Если сотрудница уходит в декрет, она пишет заявление работодателю на предоставление отпуска и выплату средств по листку нетрудоспособности. Оформляют запрос в свободном виде, унифицированного бланка не предусмотрено.

Как действовать, если заболел после увольнения

Чтобы получить пособие по уходу за ребенком, заявление на оформление больничного листа обязательно. Этот документ работник отдает в компанию вместе с пакетом бумаг, указанных в п. 56 Приказа Минтруда РФ № 668н от 29.09.2020.

Вот как заполнять запрос по уходу за ребенком для получения ежемесячного пособия:

  1. Получить образец заявления у бухгалтера и кадровика.
  2. Написать запрос на отпуск и выплату на фирменном бланке от руки или попросить специалиста оформить заявление в печатном виде.
  3. Указать дату начала и окончания отпуска по уходу за ребенком, номер бланка нетрудоспособности.
  4. Распечатать и подписать.

Как действовать, если заболел после увольнения

Застрахованное лицо вправе подать заявление на больничный лист даже после увольнения. Бывший работодатель принимает запрос в течение полугода при условии, что человек заболел в течение месяца после увольнения (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 13 ФЗ № 255). Другие важные условия:

  • страховой случай касается только уволенного работника, а не его родственников;
  • на момент болезни он официально не трудоустроен.

Вот как получить листок нетрудоспособности и передать его работодателю после увольнения:

  1. Обязательно обратиться к врачу.
  2. Оформить в поликлинике или больнице листок. Указать корректное наименование бывшего работодателя.
  3. Передать листок нетрудоспособности и письменный запрос на его оплату бывшему работодателю. В письме указать: прошу начать оплату больничного листа с дня болезни. Описать ситуацию и сослаться на норму 255-ФЗ.
  4. Приложить все необходимые документы.
  5. Дождаться пособия. Работодатель обработает документ, отправит реестр в Фонд соцстраха, который перечислит деньги.

Если подаете заявку о перечислении страхового пособия после увольнения, предоставьте работодателю паспорт и копию трудовой книжки. Расчетчик зафиксирует отсутствие нового места работы.

Важно!
Хоть письменный запрос и не является обязательным по трудовому законодательству, он необходим в этом случае. Поскольку работник получает письменное доказательство, что передал работодателю все документы для назначения пособия.

Как оформить в ФСС

В исключительных случаях заявление подается напрямую в ФСС: например, при ликвидации предприятия-работодателя, при ведении предпринимательской деятельности в статусе ИП и самозанятого. Самозанятые обращаются только при условии оплаты страховых взносов.

Если лист получен или закрыт после ликвидации компании, то с заявлением сотрудника на выплату пособия по временной нетрудоспособности необходимо обратиться в территориальный орган Фонда соцстраха по месту регистрации бывшего работодателя (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).

Поделиться ссылкой: