Если цена товара на ценнике не совпадает с ценой в чеке: как решать проблему?

По общему правилу продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров, работ, услуг.

При этом цена за вес или единицу реализуемого товара должна быть указана на ценнике. Ценник в магазинах является согласно статье 494 Гражданского кодекса публичной офертой, то есть задокументированным предложением, и продавец обязан продать покупателю товар по той цене, которая в этой оферте указана.

В последнее время потребители часто сталкиваются, особенно в крупных сетевых магазинах, с ситуацией, когда цена товара на ценнике не совпадает с ценой товара на чеке. Товары, расположенные рядом с акционными товарами, также часто пробивают в чеке на кассе по более высоким ценам.

Продавцы оправдывают данную ситуацию сбоями в компьютерной программе, окончанием маркетинговой акции, поступлением новой партии либо тем, что сотрудники в торговом зале не успели поменять ценники либо убрать товар из акционных товаров.

Отсутствие законодательно установленных правил о том, что потребитель может купить товар по цене, указанной на ценнике, приводит к тому, что продавец в нарушение положений Гражданского кодекса часто отказывается продавать товар по данной цене, возмещать убытки или компенсировать разницу между ценником и чеком. В результате потребитель, заметивший данную уловку, вынужден отказываться от покупки товара по завышенной цене и требовать возврата уплаченной за товар суммы, предъявлять руководству торговой точки письменную претензию либо, собрав все доказательства обмана, обращаться с жалобами в Роспотребнадзор или в суд.

Многие потребители не замечают разницы в стоимости, указанной на ценнике и в чеке на кассе, то есть покупают товар по завышенной цене. Доходы крупных магазинов при этом растут и в годовом исчислении могут составлять миллионы рублей.

Следует отметить, что за обман потребителей и за нарушение правил продажи отдельных видов товаров согласно статьям 14.7 и 14.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность с наложением административных штрафов на должностных и юридических лиц от 1 тыс. до 50 тыс.рублей. Однако это не останавливает некоторых продавцов от манипуляций с ценниками.

С целью защиты прав потребителей и снижения количества данных правонарушений в Госдуму внесен законопроект. В нем предложено внести в законодательство о защите прав потребителей изменение, устанавливающее право потребителя купить товар по цене, которая указана на ценнике, в случае несоответствия данной цены товара его цене при оплате.

Одновременно законопроектом предлагается обязать продавца размещать информацию о данном праве потребителя вблизи места оплаты товара.

Поделиться ссылкой: