Появится ли все-таки в законодательстве отдельное регулирование для семейного бизнеса?

Идея о закреплении в законодательстве понятия семейное предпринимательство и установлении для семейных предприятий отдельных мер поддержки обсуждается в России уже не один год. В 2019 году Минэкономразвития России разработало законопроект, предполагающий внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон № 209-ФЗ), однако в Госдуму он не вносился.

В прошлом году на площадке министерства обсуждался другой проект – с предложениями ТПП РФ об установлении для семейных предприятий специального налогового режима. Данная инициатива, как сообщил в ходе состоявшегося на этой неделе в Совете Федерации круглого стола, посвященного вопросам развития семейного предпринимательства, заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России Андрей Тараканов, не была поддержана Минфином России. Министерство отметило, что существующих в настоящее время налоговых режимов достаточно для ведения хозяйственной деятельности всеми субъектами, в том числе семейными предприятиями. И поскольку иных конкретных предложений в отношении отдельного регулирования семейного бизнеса выдвинуто не было, Правительство РФ пока считает законодательное закрепление понятия семейное предпринимательство преждевременным, подчеркнул представитель Минэкономразвития России.

Тем не менее обсуждение перспектив внесения в законодательство изменений с целью не только установить особые меры поддержки семейного предпринимательства, но и обеспечить соответствующим предприятиям специальные условия для осуществления деятельности, продолжается, так как семейный бизнес составляет значимую долю малого и среднего бизнеса в нашей стране. По данным проведенного ТПП РФ и компанией Deloitte во всех субъектах РФ исследования, около 74% малых и средних предприятий являются, по сути, семейными компаниями, в которых работают супруги и родственники. Большинство из них – 55% – семейные компании в первом поколении, 37% – во втором, 8% – в третьем или последующих поколениях. Понятно, однако, что в отсутствие единого подхода к определению того, какие предприятия являются семейными, получить точные данные о количестве таких компаний, сферах их деятельности, созданных ими рабочих местах и вкладе в экономику регионов и страны в целом невозможно.

Основным генератором идей и предложений по-прежнему выступает ТПП РФ, активно поддерживающая семейное предпринимательство. Палата открывает на базе своих региональных отделений центры семейного бизнеса, которые обучают предпринимателей, оказывают услуги по юридическому сопровождению семейных предприятий, а также консультационные и маркетинговые услуги, организует выездные мероприятия с целью ознакомления с опытом семейных компаний в разных регионах страны, проводит всероссийские форумы семейного предпринимательства и др.

Именно постоянное взаимодействие с семейным бизнесом, как отметила вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова, показало, что только закрепления в законе понятия семейное предприятие и указания на то, что таким субъектам предпринимательства может оказываться поддержка в соответствии с законодательством (а именно это и предполагалось упомянутым законопроектом Минэкономразвития России; определение семейных предприятий, предложенное проектом, к слову, пока корректировать не предлагается, поскольку оно было согласовано с экспертным сообществом), недостаточно – практика выявила еще несколько проблемных направлений, требующих именно законодательного урегулирования.

Одно из них – трудовые отношения в семейных компаниях. Как отмечают эксперты, участники семейного бизнеса не всегда замотивированы на официальное трудоустройство членов семьи, особенно молодых и пожилых, хотя по факту рабочие места для данных категорий граждан в семейных компаниях создаются, и в этом их преимущество как работодателей. Поэтому предлагается уточнить порядок приема на работу, оформления отпусков, начисления зарплаты членам семьи и родственникам, в том числе несовершеннолетним, для семейных предприятий, по крайней мере небольших, где практически все работники являются родственниками. По данным проведенного ТПП РФ опроса, 76% компаний указали на необходимость соответствующей корректировки трудового законодательства.

Также проблемы возникают при взаимодействии с налоговыми органами. Успешное развитие семейного бизнеса нередко приводит к созданию группы компаний, которыми руководят члены семьи. Это нормально с практической точки зрения: если бизнес сложный, включает в себя, например, и производство, и торговлю, и деятельность в сфере услуг, абсолютно логично создавать по холдинговому принципу несколько компаний, каждая их которых будет самостоятельным центром прибыли, подчеркивает председатель правления НКО “Союз женских сил” Инга Легасова. И в случае, если такой бизнес добросовестно платит налоги, вопросов к нему у налоговых органов, как полагают эксперты, быть не должно. Однако на практике они возникают: создание новых компаний членами семьи расценивается как дробление бизнеса. “Мы каждую неделю получаем обращения предпринимателей: налоговая доначислила налоги, считает, что все компании в рамках семейного бизнеса аффилированы, таким образом идет уход от НДС и т. д.”, – рассказала Елена Дыбова.

В связи с этим в очередной раз обращается внимание на необходимость установления четких критериев аффилированности и дробления бизнеса – отсутствие законодательного определения последнего понятия не мешает налоговой службе активно его использовать (Письмо ФНС России от 11 августа 2017 г. № СА-4-7/15895@, Письмо ФНС России от 29 декабря 2018 г. № ЕД-4-2/25984 и др.). При этом эксперты предлагают обсудить и принципиальную возможность неприменения этих понятий в отношении семейных предприятий.

Еще одна проблема, также характерная для предпринимательства в целом, – отсутствие четко регламентированного порядка наследования бизнеса. Конфликты наследников в случае, когда владельцы компаний предварительно не продумали схемы распределения активов между наследниками – а как показывает практика, таких случаев – большинство, так как в России пока в принципе не очень развита культура составления завещаний и тем более наследственных договоров и создания наследственных фондов, – нередко приводят к банкротству даже очень успешных предприятий. И семейный бизнес – не исключение.

Несмотря на то что наиболее проблемные темы обозначены, единого мнения о том, целесообразно ли принимать отдельный закон о семейном предпринимательстве или следует все же для начала выделить семейные предприятия в отдельную категорию субъектов МСП (дополнив соответствующими положениями Закон № 209-ФЗ), а потом постепенно вносить изменения в трудовое, гражданское и налоговое законодательство с целью установления для таких субъектов особых условий осуществления деятельности и наследования активов, у экспертного сообщества пока нет.

Регионы, к слову, не ждут, пока этот вопрос решится на федеральном уровне. В Нижегородской области, например, разрабатывается свой региональный закон о семейном предпринимательстве. В Кемеровской области в прошлом году из регионального бюджета было выделено 93 млн руб. на поддержку семейных предприятий: гранты получила 371 компания (среди них – организации оптовой и розничной торговли, сельхозпроизводители, обрабатывающие предприятия, рестораны и кафе, спортивные объекты и др.). Как отметила начальник департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса Елена Чурина, критерии отнесения компаний к числу семейных предприятий были довольно лояльными: ими признавались организации, в которых членами семьи являются не менее 20% работников или не менее 50% учредителей.

Специальная инфраструктура для оказания поддержки семейному бизнесу в принципе не нужна – можно использовать все созданные для осуществления поддержки субъектов МСП инструменты, в том числе функционал центров “Мой бизнес”, отмечают представители региональных органов власти. Тем не менее закрепление на федеральном уровне единого подхода к тому, что понимается под семейным бизнесом, позволит субъектам РФ реализовывать не точечные мероприятия, а комплексные целевые программы развития семейного предпринимательства.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Поделиться ссылкой: