Нужно ли отвечать на информационные письма ФНС по ТКС?

Налоговым кодексом установлено, что документы, которые используют налоговые органы для реализации своих полномочий, могут быть переданы налогоплательщику (его представителю) лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО или личный кабинет (п. 4 ст. 31 НК РФ). При этом налогоплательщикам, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные выше документы направляются инспекцией только в электронной форме (по ТКС через оператора ЭДО или личный кабинет).

Это правило работает всегда, когда порядок направления конкретного документа не определен в НК РФ.

Порядок направления документов, используемых инспекциями при реализации своих полномочий в налоговых отношениях, утвержден приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ (далее – Порядок).

В силу пункта 2 Порядка участниками информационного обмена при направлении документов в электронной форме по ТКС являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, операторы электронного документооборота, налоговые органы.

Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов (п. 6 Порядка). Обмен производится при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи – УКЭП (п. 7 Порядка).

Датой направления (отправки) налогоплательщику документа в электронном виде по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 10 Порядка). При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (п. 11 Порядка).

Таким образом, если через оператора ЭДО отправлена квитанция о приеме, то документ считается принятым. Следовательно, если в нем есть какой-либо запрос или требование, на него необходимо ответить.

В то же время в части требования пояснений по налоговым декларациям необходимо учитывать следующее.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 88 НК РФ право затребовать у налогоплательщика пояснения по налоговой декларации (расчету) возникает у налогового органа только в рамках камеральной проверки данной декларации (расчета) при выявлении ошибок или противоречий.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета).

Таким образом, за пределами указанного срока у налогового органа отсутствуют установленные п. 3 ст. 88 НК РФ полномочия по истребованию пояснений по декларации или расчету (письма Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471, постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09 по делу № А40-53471/08-118-252, постановление ФАС Московского округа от 26.11.2010 № КА-А40/14322-10).

В соответствии с положениями пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ. Таким образом, налогоплательщик вправе не представлять пояснения по требованию налогового органа, вынесенному на основании п. 3 ст. 88 НК РФ за пределами срока камеральной проверки. Также в силу положений ст. 137 и 138 НК РФ налогоплательщик, полагающий, что требование налогового органа о предоставлении пояснений нарушает его права, имеет право обжаловать это требование в вышестоящем налоговом органе, а затем в судебном порядке.

Поделиться ссылкой: