Налоговым кодексом установлено, что документы, которые используют налоговые органы для реализации своих полномочий, могут быть переданы налогоплательщику (его представителю) лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО или личный кабинет (п. 4 ст. 31 НК РФ). При этом налогоплательщикам, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные выше документы направляются инспекцией только в электронной форме (по ТКС через оператора ЭДО или личный кабинет).
Это правило работает всегда, когда порядок направления конкретного документа не определен в НК РФ.
Порядок направления документов, используемых инспекциями при реализации своих полномочий в налоговых отношениях, утвержден приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ (далее – Порядок).
В силу пункта 2 Порядка участниками информационного обмена при направлении документов в электронной форме по ТКС являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, операторы электронного документооборота, налоговые органы.
Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов (п. 6 Порядка). Обмен производится при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи – УКЭП (п. 7 Порядка).
Датой направления (отправки) налогоплательщику документа в электронном виде по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 10 Порядка). При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (п. 11 Порядка).
Таким образом, если через оператора ЭДО отправлена квитанция о приеме, то документ считается принятым. Следовательно, если в нем есть какой-либо запрос или требование, на него необходимо ответить.
В то же время в части требования пояснений по налоговым декларациям необходимо учитывать следующее.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 88 НК РФ право затребовать у налогоплательщика пояснения по налоговой декларации (расчету) возникает у налогового органа только в рамках камеральной проверки данной декларации (расчета) при выявлении ошибок или противоречий.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета).
Таким образом, за пределами указанного срока у налогового органа отсутствуют установленные п. 3 ст. 88 НК РФ полномочия по истребованию пояснений по декларации или расчету (письма Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471, постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09 по делу № А40-53471/08-118-252, постановление ФАС Московского округа от 26.11.2010 № КА-А40/14322-10).
В соответствии с положениями пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ. Таким образом, налогоплательщик вправе не представлять пояснения по требованию налогового органа, вынесенному на основании п. 3 ст. 88 НК РФ за пределами срока камеральной проверки. Также в силу положений ст. 137 и 138 НК РФ налогоплательщик, полагающий, что требование налогового органа о предоставлении пояснений нарушает его права, имеет право обжаловать это требование в вышестоящем налоговом органе, а затем в судебном порядке.