Контрольные мероприятия Роспотребнадзора

В связи с введением в апреле прошлого года моратория на проведение абсолютного большинства плановых проверок предпринимателей (на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438; соответствующий запрет действовал до конца 2020 года) значительное их число было исключено из сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и ИП, который, напомним, ежегодно формируется Генеральной прокуратурой РФ (ознакомиться с ним можно на ее официальном сайте в разделе “Сводный план проверок”). Так, только из московского сегмента плана, по данным прокуратуры Москвы, было исключено более 5800 мероприятий.

Другие контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, разумеется, внеплановые проверки по фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан или угрозы причинения такого вреда, в целях проверки исполнения выданных предписаний о принятии мер по устранению нарушений и др., проводились, и, как отмечают представители бизнес-сообщества, самым активным надзорным органом был Роспотребнадзор. Что неудивительно, учитывая, что к его компетенции относится санитарно-эпидемиологический надзор. Сотрудники ведомства имеют право, в частности, беспрепятственно посещать и обследовать территории, помещения и другие объекты в целях проверки соблюдения ИП, руководством организаций и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; далее – Закон № 52-ФЗ). Как сообщил в ходе состоявшегося позавчера на площадке ИД “Коммерсантъ” онлайн-семинара начальник отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Роспотребнадзора по Москве Алексей Худобородов, за прошлый год управление провело 19 133 таких мониторинговых обследования, в том числе на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами “антиковидных” требований (почти половина обследованных объектов – торговые предприятия: 24,4% – продовольственные магазины, 20,7% – объекты непродовольственной торговли). Для сравнения: число плановых проверок, проведенных управлением, составило 671, внеплановых – 1877, и это, в свою очередь, значительно меньше, чем годом ранее: в 2019 году было проведено 1849 и 4976 проверок соответственно. По результатам мониторинговых обследований было вынесено 7906 предписаний, причем не только хозяйствующим субъектам, но и префектурам Москвы, и департаментам московского правительства.

В этом году плановые проверки проводятся, хотя и с некоторыми ограничениями – они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 (далее – Постановление № 1969). В частности, закреплено общее правило о непроведении плановых проверок субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр МСП. Исключения из этого правила сделаны, например, для организаций и ИП, деятельность или используемые производственные объекты которых относятся к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, I, II или III классу опасности опасных производственных объектов, для тех субъектов малого предпринимательства, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении наказания за грубое административное правонарушение и др. (п. 8 Постановления № 1969).

Часть особенностей проведения плановых проверок в 2021 году обусловлена принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Закон № 248-ФЗ), соответственно, действовать они начнут с момента вступления его в силу – с 1 июля текущего года.

Однако поскольку до указанной даты контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в привычном режиме – на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ), а порядок проведения Роспотребнадзором некоторых мероприятий и вовсе регулируется другими законами, целесообразно обозначить несколько важных нюансов, которые помогут подготовиться к проверкам или иным надзорным мероприятиям ведомства.

Во-первых, поскольку в контрольно-надзорной деятельности уже несколько лет применяется риск-ориентированный подход (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806), не стоит забывать о праве предпринимателей подать в контролирующий (надзорный) орган заявление об изменении присвоенных ранее его деятельности или используемым производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Данное заявление должно быть рассмотрено органом контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней с даты его поступления, по результатам рассмотрения выносится решение либо об удовлетворении требования об изменении категории или класса опасности, что, соответственно, повлияет на частоту плановых проверок, либо об отказе в его удовлетворении (п. 17-22 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности). Такой отказ, разумеется, должен быть обоснованным.

Во-вторых, следует иметь в виду, что при проведении проверок в рамках ряда видов государственного контроля (надзора) должны использоваться проверочные листы – списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым субъектом обязательных требований, составляющих предмет проверки (ч. 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). В части государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором, такие проверочные листы утверждены для проведения плановых проверок предприятий общественного питания, предприятий торговли, парикмахерских, салонов красоты, соляриев.

Кроме того, стоит помнить, что вне зависимости от предмета проверки в случае обнаружения сотрудниками Роспотребнадзора данных, указывающих на совершение проверяемым субъектом правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП).

Так как одним из оснований проведения внеплановой проверки является выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований (п. 5.1 ст. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), нелишним будет привести примеры таких индикаторов. К ним, как отметил Алексей Худобородов, относятся, в частности:

  • превышение в воздухе на территории жилой застройки концентрации вещества, специфического для деятельности нескольких предприятий, в зоне влияния которых находится эта территория;
  • несоответствие качества воды, проба которой взята из крана в квартире, нормативному уровню железа. Это может свидетельствовать как о неисправности системы водоснабжения в доме или районе, так и сантехники в квартире;
  • несоответствие качества воды в зоне рекреации утвержденным параметрам. Оно может быть следствием неисполнения балансодержателем обязательных требований по осуществлению производственного контроля, очистке дна, своевременному сбору и вывозу отходов либо же природных факторов;
  • выявление в ходе обследования, проводимого на основании жалобы, источника шума, субъективное ощущение запаха близи нормируемых территорий (жилых кварталов, лечебно-профилактических учреждений, детских, спортивных площадок и т. п.) без лабораторного подтверждения.

Также представитель Управления Роспотребнадзора по Москве напомнил, что действующее законодательство предусматривает необходимость проведения органами контроля (надзора) профилактических мероприятий (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ), одним из которых является направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, и отметил, что данная мера активно используется ведомством. Однако в ряде случаев ее применение невозможно. Например, когда нарушение обязательных требований причинило вред жизни и здоровью граждан или создало угрозу причинения такого вреда (ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ). “Если к нам поступило заявление о нарушении в области санитарного законодательства, реагируем не иначе как путем инициирования внеплановой проверки”, – подчеркнул Алексей Худобородов.

Если говорить о санитарном надзоре в целом, то нужно обратить особое внимание на утверждение новых нормативных требований в этой сфере. Так, 1 января 2021 года вступили в силу санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-19), к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию (СП 2.3.6.3668-20), к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20), к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры (СП 2.5.3650-20), к условиям труда (СП 2.2.3670-20), к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг (СП 2.1.3678-20). С 1 марта начали действовать санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СанПиН 2.1.3684-21) и гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (СанПиН 1.2.3685-21). А 1 сентября вступят в силу санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней (СанПиН 3.3686-21). Это достаточно объемные документы, так как они объединяют в себе требования к разным видам объектов, но представители Роспотребнадзора считают, что в их положениях хозяйствующим субъектам будет проще разобраться, чем в действовавших до их утверждения актах, и в распоряжениях о проведении проверок теперь будет содержаться ссылка не на огромное число СанПиНов, как было ранее, а на два-три соответствующих нормативных документа. Что, конечно, не исключает необходимость внимательного изучения предпринимателями этих новых санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

При осуществлении санитарного надзора Роспотребнадзор проверяет следующие “критические точки”.

  1. Санитарное состояние помещений, проведение уборки с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
  2. Осуществление дезинфекционных мероприятий, в том числе условия хранения, приготовления и использования растворов дезинфицирующих средств, наличие обученного персонала, наличие СИЗ.
  3. Проведение медицинских осмотров: декретированного контингента (должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения), “профвредников”, деятельность которых предполагает возможность получения профессиональных заболеваний (например, в связи с вредными или опасными условиями труда), и остального персонала (в части проведения диспансеризации). Стоит отметить, что 1 апреля вступают в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса, перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными или опасными производственными факторами и иных работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры, и непосредственно перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медосмотры (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н).
  4. Проведение профилактической вакцинации: для всех – в соответствии с национальным календарем прививок, для отдельных категорий работников – с учетом профессии (например, сотрудники предприятий общественного питания должны прививаться от кори), а также гигиенической аттестации (для декретированного контингента).
  5. Водоснабжение: качество и безопасность питьевой воды, объективные методы контроля качества воды, подача горячей воды с нормативной температурой.
  6. Состояние внутренней среды и условия труда: параметры микроклимата, электромагнитные поля и аэроионный состав воздуха (зависят от количества, мощности и правильности установки техники, разведения электропроводки), уровни шума и вибрации на рабочих местах, содержание в воздухе пыли и химических веществ (зависит от качества отделочных материалов, эффективности вентиляции и уборки).
  7. Организация питания сотрудников и посетителей (если речь идет о предприятиях общепита).
  8. Обращение с отходами: оценка классов опасности, правильность оборудования мест для сбора отходов, своевременность сбора и вывоза.
  9. Реализация требований антитабачного законодательства: контроль за соблюдением запретов курения в определенных местах, наличие запрещающих знаков установленного образца.
  10. Соблюдение уведомительного порядка начала осуществления предпринимательской деятельности – если такой порядок предусмотрен для реализуемых работ и услуг.
  11. Осуществление производственного контроля.

В заключение напомним, что под действие Закона № 294-ФЗ не подпадают (и, соответственно, не будут подпадать под действие Закона № 248-ФЗ):

  • административные расследования, которые проводятся в случае необходимости осуществления после выявления нарушения длительных процессуальных действий: экспертизы, истребования материалов, получения пояснений, осмотра территорий, зданий, помещений и др. (ст. 28.7 КоАП РФ);
  • проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения наказания в виде приостановления деятельности (ч. 3, ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ);
  • эпидемиологические расследования, которые проводятся в связи с официально зарегистрированными случаями инфекционных заболеваний на основании Закона № 52-ФЗ.

Поделиться ссылкой: