первичный документ

Может ли договор быть первичным документом

Долгое время первичными документами считались только документы и альбомов унифицированных форм. Затем к ним стали относить формы документов, которые фирма разработала самостоятельно и утвердила учетной политикой. С этого года возможностей отнести документ к первичным стало больше.

Оправдательный документ

Понятия «оправдательный документ» до 2022 года в бухучете не было. Оно введено ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который вступил в силу с 1 января 2022 года (Приказ Минфина от 16 апреля 2021 г. № 62н).

Оправдательный документ – это документ, который содержит информацию о факте хозяйственной жизни. Он составляется не для бухгалтерского учета, а для фиксации этого факта. В нем содержатся реквизиты, которые не требуются в бухгалтерском учете, но нужны для оформления гражданско-правовых отношений. К примеру, подписи представителей контрагента, которые фиксируют передачу ценностей одной стороной и приемку их другой.

Вот типичные оправдательные документы :

  • договор;
  • счет;
  • квитанция об оплате и т.п.

Первичные учетные документы могут составляться на основе оправдательных

Например, чтобы отразить в бухучете списание дебиторской задолженности подотчетного лица, нужен первичный документ – авансовый отчет.

Авансовый отчет составляется на основе оправдательных документов – кассовых и товарных чеков, билетов и других документов, которые обосновывают затраты подотчетника, и содержит информацию о них.

Оправдательный документ = первичный?

Если оправдательный документ содержит все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (наряду с реквизитами, которые не требуются в бухгалтерском учете, но нужны для оформления гражданско-правовых отношений), то такой документ является первичным учетным документом, на основании которого можно отражать информацию о хозяйственной операции в бухучете.

Таким образом, ФСБУ 27/2021 приравнивает к первичным любые документы, которые компания создала или получила в хозяйственной деятельности. Но при условии, что в них есть все обязательные реквизиты , предусмотренные Федеральным законом о бухучете № 402-ФЗ (подп. «г» п. 9 ФСБУ 27/2021).

Это новшество ФСБУ 27/2021весьма удобно.

Но есть риск: принять к учету тот документ в качестве первичного, который по факту таким не является.

Какие обязательные реквизиты должны быть в документе

Оправдательный документ можно использовать как первичный, если в нем есть все обязательные реквизиты.

Перечислим обязательные реквизиты первичного учетного документа:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, составившей документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо наименование должности лица, ответственного за оформление свершившегося события;
  • подписи должностных и ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Если всех обязательных реквизитов в документе нет, оправдательный документ не может быть первичным, т.е. с его помощью нельзя оформить факт хозяйственной жизни и признать расходы по нему. В таком случае надо оформить отдельный первичный документ со ссылкой на оправдательный.

Первичные документы в налоговом учете

Первичные документы требуются и для налогового учета.

Согласно ФСБУ 27/2021 в качестве первички может выступать договор (подп. «г» п. 9 ФСБУ 27/2021).

Также на основании такого договора обе стороны смогут отражать в учете доходы и расходы.

Поделиться ссылкой: