Массовый руководитель

Массовый руководитель — это физическое лицо, которое является единоличным исполнительным органом в большом количестве организаций.

Термин “Массовый руководитель” использует федеральная налоговая служба России, обозначая физических лиц, которые являются единоличным исполнительным органом в большом количестве организаций.

В настоящее время, директор является массовым, если физическое лицо занимает должность единоличного исполнительного органа (генерального директора) в более чем 5 организациях (Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@). В случае, если функции единоличного исполнительного органа исполняет организация, то директор считается массовым, если управляющая организация является таковой более чем в двадцати юридических лицах (Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@).

В 2016 году (до 1 августа 2016) массовым директором считались лица, имеющие право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, в качестве таковых более чем в пятидесяти юридических лицах (Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14127@ “О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности”).

Смысл применения термина “массовый директор” в том, что по мнению ФНС России массовость директора организации является признаком того, что такая компания является фиктивной – не ведет реальную деятельность, а используется для сомнительных операций, в том числе и для минимизации налогов.

Сама по себе “массовость” руководителя не влечет каких-либо прямых санкций. Но она является одним из подозрительных признаков, по которым на компанию могут обратить внимание налоговики. Налоговые органы могут выявить, что сведения о руководителе недостоверные и внести запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Так как реестр массовых директоров и учредителей открытый, то массовость может быть и причиной проблем с контрагентами.

 

ФНС отметила, что на 01.09.2017 было выявлено около 285 тысяч компаний, сведения о которых обладают признаком «массовый руководитель». В 10% из них внесены записи о недостоверности сведений о руководителе.

Как проверить массового директора?

ФНС России ведет реестр массовых директоров и учредителей — “Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц”:

service.nalog.ru/mru.do

Сервис предлагает выбрать признак физического лица (Руководитель или Учредитель (участник)) и ввести сведения о физическом лице (ИНН, ФИО). На заданный запрос сервис выдает Количество организаций, в которых физлицо является руководителем или учредителем (участником).

Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@ “О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности”

(извлечения)

В целях повышения эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы по проверке достоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@ (далее – Основания и Порядок), основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

О недостоверности указанных сведений может свидетельствовать, в частности, следующее:

— лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юридических лиц;

— участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;

— адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц;

лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти.

В этой связи Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации поручается:

1. Ежемесячно проводить работу по выявлению юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года, и обладающих одним из следующих признаков:

— лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, выступает в качестве таковых более чем в пяти юридических лицах;

— участники юридического лица являются таковыми более чем в десяти юридических лицах;

— адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем десяти юридических лиц;

— наличие информации о вступлении в силу постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

— наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

— управляющая организация является таковой более чем в двадцати юридических лицах.

Указанную в настоящем пункте информацию необходимо доводить до сведения регистрирующих органов не позднее последнего числа календарного месяца.

2. Обеспечить незамедлительное проведение регистрирующими органами (после получения указанной в пункте 1 настоящего письма информации) мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а именно: изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем, получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки, получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки, проведение осмотра объектов недвижимости и привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

При этом получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки, получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки, проведение осмотра объектов недвижимости и привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки могут проводиться по поручению регистрирующего органа иными территориальными органами Федеральной налоговой службы. При этом необходимость направления поручения определяется регистрирующим органом.

В силу пункта 14 Оснований и Порядка осмотр объекта недвижимости проводится территориальным органом Федеральным налоговой службы, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости. Указанный осмотр проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, отражающий результаты осмотра, который подписывается должностным лицом территориального органа Федеральной налоговой службы, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе осмотра делается отметка.

При этом необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации не устанавливает форму соответствующего протокола, в связи с чем при проведении осмотра объекта недвижимости может использоваться форма протокола, приведенная в приложении 1 к настоящему письму.

В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица и о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

3. Ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Управление регистрации и учета налогоплательщиков Федеральной налоговой службы сведения о результатах проведенных мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным, по форме, согласно приложению 2 к настоящему письму.

Сведения формируются нарастающим итогом, начиная с сентября 2016 года. В дальнейшем – с начала следующего календарного года.

Поделиться ссылкой: