Проценты по ст. 395 ГК РФ нельзя взыскивать в спорах между ТФОМС о средствах ОМС

Положения ст. 395 Гражданского кодекса к правоотношениям между ТФОМС разных субъектов РФ не применимы, потому что эти правоотношения не носят гражданско-правового характера и возникли не в силу договорных отношений, а относятся, по сути, к финансовым и административным отношениям (П. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2022) (утв. Президиумом ВС РФ 21.12.2022)).

На это указал Верховный Суд РФ в свежем обзоре судебной практики:

  • в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором;
  • однако п.3 ст. 2 ГК РФ предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством;
  • согласно положениям ст. 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в РФ” (далее – Закон № 326-ФЗ) территориальный фонд ОМС осуществляет в том числе управление средствами ОМС на территории субъекта РФ, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медпомощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта РФ, а также решения иных задач, установленных указанным федеральным законом, положением о ТФОМС, законом о бюджете ТФОМС; аккумулирует средства ОМС и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в субъектах РФ, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медорганизациями, в том числе проводит проверки и ревизии;
  • денежные средства ОМС являются федеральной собственностью и ТФОМС может только управлять государственными средствами ОМС, имеющими целевое значение, а также осуществлять государственный контроль за поступлением и расходованием этих средств;
  • обязанность ТФОМС по месту страхования возместить территориальному фонду ОМС по месту оказания медпомощи расходы по оплате медицинской помощи, оказанной в рамках базовой программы ОМС лицам, застрахованным в других субъектах РФ, установлена не ГК РФ, а Законом № 326-ФЗ и правилами ОМС. Следовательно, в случае спора по этому вопросу между ТФОМС разных регионов отсутствует неправомерное пользование денежными средствами одного ТФОМС со стороны второго территориального фонда ОМС;
  • правоотношения между территориальными фондами ОМС не являются по своей природе обязательственными правоотношениями, не носят гражданско-правового характера и возникли не в силу договорных отношений, а относятся, по сути, к финансовым и административным отношениям.
Источник: ГАРАНТ.РУ

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *