Изменения по административным штрафам

Для снижения административной нагрузки на бизнес и совершенствования назначения административного наказания Федеральным законом от 26.03.22 № 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Новшества вступили в силу с 6 апреля 2022 г.

Законом № 70-ФЗ в новой ст. 4.1.2 КоАП РФ установлены особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа:

– юридическим лицам малого и среднего бизнеса, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям;

– социально ориентированным некоммерческим организациям.

Первое наказание – предупреждение

Предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В случае отсутствия в санкции статьи такого вида наказания суд при наличии оснований мог заменить административный штраф предупреждением (прежн. ред. ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).

Правило о возможности замены для некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего бизнеса административного штрафа на предупреждение действовало, если правонарушение совершено впервые и были соблюдены иные необходимые условия замены, перечисленные в ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Штраф заменялся предупреждением крайне редко, поскольку это было правом суда, а не обязанностью. На практике суды выносили предупреждение, в основном только чтобы избежать обжалования судебного акта, когда при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения.

С вступлением в силу Закона № 70-ФЗ при соблюдении необходимых условий за впервые совершенное правонарушение НКО и субъектам МСП всегда будет выноситься только предупреждение. Это правило включено в ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ.

По сути, бизнесу, его должностным лицам и работникам предоставлено “право на ошибку” (при условии, что не было причинено вреда или его угрозы здоровью людей, окружающей среде, имущественного ущерба). Иначе говоря, теперь действует принцип “предупреждение как первая мера административной ответственности”.

Несколько однотипных нарушений – один штраф

По общему правилу в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначалось судьми за каждое совершенное правонарушение.

Закон № 70-ФЗ дополнил ст. 4.4 КоАП РФ новыми ч. 5 и 6, введя запрет на суммирование штрафов за несколько правонарушений, выявленных в ходе осуществления одного государственного или муниципального контроля.

При одновременном выявлении двух или более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушителю назначается наказание (предупреждение или штраф) как за совершение одного правонарушения.

Если два и более административных правонарушений выявлены в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия и ответственность за них предусмотрена двумя и более статьями раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, то нарушителю назначается более строгое наказание.

Двойная ответственность за одно нарушение отменена

По общему правилу при выявлении должностных лиц, по вине которых организацией совершено административное правонарушение, допускалось привлечение к административной ответственности по одной и той же норме – и организации, и ее должностных лиц (прежн. ред. ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Также привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Причем из этого правила не было исключений.

Закон № 70-ФЗ дополнил ст. 2.1 КоАП РФ новыми положениями – ч. 4 и 5. Введен запрет на одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица. Организация освобождается от административной ответственности за нарушение, которое совершили ее должностное лицо или иной работник, если она приняла все меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Например, работодатель купил защитные маски, выпустил инструкцию, ознакомил с ней всех работников, но за маску, не надетую конкретным сотрудником, ему был назначен штраф до 300 000 руб.

Таким образом, Законом № 70-ФЗ фактически введен запрет на одновременное привлечение к ответственности юридического лица и его работников.

И, наоборот, если административный штраф назначен организации, то ее должностное лицо или иной работник ответственности не подлежат. Между тем в данном случае речь идет только о штрафах, которые рассчитываются в соответствии с п. 3 или 5 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ.

Иначе говоря, о штрафах, размеры которых зависят от оборота (за нарушение антимонопольного законодательства), исходя из суммы выручки, расходов на приобретение товаров или начальной (максимальной) цены по государственному контракту.

Штраф как для индивидуального предпринимателя

Как правило, приходилось приложить максимум усилий, чтобы добиться уменьшения размера административного штрафа. В последнее время это было возможно в случае, если организация осуществляла деятельность в отрасли, попавшей в перечень пострадавших из-за распространения коронавируса.

Законом № 70-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 4.1.2, которой предусмотрены особенности назначения административного штрафа социально ориентированным НКО и субъектам МСП, отнесенным к малым предприятиям (в том числе микропредприятиям).

Для указанных лиц, включенных в соответствующий реестр на момент совершения административного правонарушения, с 6 апреля 2022 г. штраф назначается в размере, предусмотренном для ИП. Новшество должно защитить микропредприятия, малые предприятия и социально ориентированные НКО от высоких штрафов.

Если в санкциях назначение административного штрафа для ИП не предусмотрено, то для указанных организаций штраф не может составлять более 1/2 максимального размера и менее 1/2 минимального размера, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица – не менее минимального размера штрафа для такого лица).

Исключение составляют ситуации, когда бизнес, социально ориентированные НКО ставят под угрозу общественную безопасность: если в статье нет наказания для ИП, то штраф назначат в диапазоне не более половины от максимальной и не менее половины от минимальной суммы штрафа, указанного в санкции статьи для юридического лица (если она предусматривает штраф в фиксированном размере). Причем размер штрафа не может быть менее предусмотренного для должностного лица.

Малому и среднему бизнесу разрешено платить только половину “антимонопольного” штрафа

При соблюдении определенных условий организации, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, вправе заплатить штраф за антимонопольное нарушение со скидкой 50%. Такой порядок, установленный Федеральным законом от 06.03.22 № 41-ФЗ, действует с 17 марта 2022 г.

Возможность уплачивать только половину штрафа предусмотрена для тех организаций, которые нарушили ч. 1 – 4 ст. 14.32 КоАП РФ (в частности, заключили картельное или недопустимое “вертикальное” соглашение).

Чтобы воспользоваться 50%-ной скидкой, денежные средства необходимо перечислить не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Если организация получила постановление, отправленное по почте заказным письмом, после истечения указанного срока, то она может обратиться с ходатайством о восстановлении льготного периода на внесение штрафа.

Поделиться ссылкой: