Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ

Наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ имеет негативные последствия, которые могут отрицательно сказаться на деловой репутации организации и привести к возникновению проблемных ситуаций при ее взаимодействии с контрагентами.

Для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса и формирования в регионе “чистой” конкурентной налоговой среды налоговые органы проводят регулярные проверки достоверности данных в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Право осуществлять проверки дано им ст. 9 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, инспекторы особо тщательно следят за достоверностью юридических адресов.

За представление недостоверных сведений руководитель или участник организации, выступающий заявителем при государственной регистрации, несет ответственность, установленную ст. 14.25 КоАП РФ. Указание недостоверных сведений привлекает повышенное внимание контролирующих органов и создает предпосылки для привлечения должностных лиц организации к административной ответственности, а при определенных обстоятельствах – к уголовной.

В последнее время участились случаи, когда из ЕГРЮЛ исключаются юридические лица, ведущие хозяйственную деятельность, платящие налоги, представляющие отчетность, имеющие имущество на балансе и действующие договоры с партнерами. Чтобы избежать серьезных последствий, ФНС РФ рекомендует организациям периодически самостоятельно проверять сведения о себе, указанные в ЕГРЮЛ, с помощью электронных сервисов, размещенных на сайте ведомства (“Проверь себя и контрагента” и “Прозрачный бизнес”).

Какие сведения являются недостоверными

Напомним, что ЕГРЮЛ – это федеральный ресурс, содержащий основные сведения обо всех организациях нашей страны, в нем указаны: даты их создания; местонахождение; состав учредителей; размер уставного капитала; имена руководителей; виды экономической деятельности и др. Эта информация находится в свободном и открытом доступе. Любой желающий может получить необходимые ему сведения из реестра на сайте ФНС РФ.

Данные в ЕГРЮЛ вносит налоговая инспекция по заявлению организации при регистрации. Если ошибка появилась изначально либо информация изменилась с течением времени, то необходимо как можно быстрее сообщить об этом налоговому органу.

Любые сведения, представленные в ЕГРЮЛ, могут быть проверены регистрирующим органом, если имеются обоснованные сомнения в их достоверности. Сомнения в достоверности сведений могут появиться как на этапе регистрации юридического лица, так и после.

Несколько лет назад ФНС РФ разработала порядок проведения проверки и указала условия, при которых организации могут попасть в “зону риска” (приказ от 11.02.16 № ММВ-7-14/72@). С 2016 г. ФНС РФ отмечает некоторые записи пометкой “недостоверные сведения”. Это значит, что информация об организации не соответствует действительности или вызывает сомнения у налоговых органов. Такую отметку часто получают организации, которые налоговая инспекция считает “однодневками”, а их руководителей – “номиналами”. Кроме того, информацию признают недостоверной, если в реестре есть данные о дисквалифицированном или умершем руководителе организации.

Основаниями для пометки “недостоверные сведения” могут являться следующие признаки:

– подача в налоговую инспекцию заинтересованным лицом письменного возражения относительно предстоящей регистрации изменений, вносимых в устав или сведения, включенные в ЕГРЮЛ;

– несоответствие сведений, подаваемых заявителем при регистрации организации, сведениям, имеющимся в распоряжении налоговых органов;

– несоответствие сведений в представленных документах об адресе юридического лица;

– представление собственником объекта недвижимости письменного возражения против регистрации организации по этому адресу;

– наличие сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, которое ранее уже участвовало в сомнительных организациях;

– представление документов в связи с реорганизацией организации в случаях, если в отношении прекращающего деятельность юридического лица не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты.

Пометка “недостоверные сведения” о директоре (руководителе) проставляется: если руководитель сам указывает на неточности в заявлении по ф. Р34001; когда посторонний человек обнаружил, что числится руководителем в какой-то организации (заявление также составляется по ф. Р34001); если юридическое лицо не успело заявить о смене директора (например, в связи со смертью предыдущего руководителя), а в налоговой инспекции обновленная информация уже появилась; если руководитель был дисквалифицирован по решению судебного органа.

Кроме этого, ФНС РФ может признать недостоверными сведениями информацию о директоре, если он: ранее руководил организацией, исключенной из ЕГРЮЛ либо имеющей долги перед бюджетом; имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица с отметкой о недостоверности сведений.

При возникновении сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, инспекторы вправе проверить эти данные. При выявлении недостоверных сведений об адресе юридического лица, его участнике или лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности, налоговый орган направит организации уведомление о необходимости внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений. Если организация будет игнорировать уведомления, не будет отвечать на требования, то инспекторы могут сделать вывод: налогоплательщик не работает по тому адресу, где зарегистрирован.

Организации дается 30 дней на исправление недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, выявленных инспекторами (письмо Минфина России от 01.02.21 № 03-12-13/5886).

По истечении 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице. Наличие в реестре сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности, в течение более шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Если организация не получала от налогового органа никаких уведомлений и обнаружила в отношении себя запись о недостоверности сведений, ей следует принять срочные меры.

Пошаговый порядок регистрации изменений в ЕГРЮЛ

Правки в ЕГРЮЛ вносятся обычно в следующих случаях: сменился руководитель, юридический адрес, состав участников, коды экономической деятельности; изменился размер уставного капитала или его долей; юридическое лицо самостоятельно обнаружило ошибки или неточности.

Чтобы зарегистрировать измененные сведения об организации в ЕГРЮЛ, необходимо сделать следующее. На основании устава организации принять решение, например, об изменении юридического адреса. Уплатить государственную пошлину (платеж можно провести в кассе банка, через банкомат или через интернет: на портале “Госуслуги”, в личном кабинете “Сбербанк.онлайн”). При направлении заверенных у нотариуса документов в электронном виде или через МФЦ пошлина не уплачивается.

Далее следует заполнить заявление о внесении изменений по ф. Р13014. Оно требуется, если возникнет необходимость: изменить устав, сведения в ЕГРЮЛ; исправить ошибки в сведениях о юридическом лице, которые были допущены в ранее поданном заявлении.

Подпись заявителя должна быть подтверждена нотариусом, за исключением обращений, заверенных электронной подписью. Удобно заполнять заявление с помощью программы ФНС России “Подготовка документов для государственной регистрации”, размещенной на сайте www.nalog.ru.

К заявлению необходимо приобщить следующие документы: протокол общего собрания или единственного участника о внесении изменений, один экземпляр учредительного документа в новой редакции, если меняется устав; платежное поручение или квитанцию об уплате государственной пошлины. Если регистрации подлежат изменения, не связанные с поправками учредительного документа, то достаточно заполнить ф. Р13014.

Согласно п. 3 ст. 333.33 НК РФ величина пошлины за внесение изменений в устав составляет 800 руб. Если вносимые изменения не связаны с изменением устава, государственную пошлину уплачивать не нужно.

Заявление и документы подаются в межрайонную инспекцию ФНС РФ. Комплект документов может быть представлен лично (нарочным), через представителя, действующего по нотариальной доверенности, или отправлены по почте с описью вложения и объявленной ценностью письма.

Документы проверяются в налоговой инспекции в течение пяти рабочих дней. Если все правильно, то ИФНС выдает лист записи ЕГРЮЛ с данными, внесенными в него и устав с печатью.

Регистрация изменений в ЕГРЮЛ проводится не позднее пяти рабочих дней с момента поступления документов в налоговую инспекцию по месту нахождения организации.

Проверка новых данных

После получения в налоговой инспекции листа записи в ЕГРЮЛ наличие этих сведений в реестре можно проверить на сайте ФНС РФ. Для этого необходимо выбрать раздел “Юридические лица – проверка контрагента” и ввести ИНН организации. В появившейся электронной выписке должны присутствовать сведения о зарегистрированных изменениях.

Если действия налогового органа были ошибочны, то решение территориального регистрирующего органа может быть оспорено в административном и (или) судебном порядке. Необходимо подать жалобу на неправомерные действия инспекторов в вышестоящий регистрирующий орган – УФНС России по субъекту федерации.

С апреля 2021 г. в ЕГРЮЛ включаются новые сведения

В отношении обществ с ограниченной ответственностью это: сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале, принадлежащей каждому участнику и обществу; данные о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении; информация о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью.

В отношении акционерных обществ это: сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), данные о таком участнике; информация о держателе реестра акционеров общества.

Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ была предусмотрена обязанность юридических уведомлять регистрирующий орган об изменении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ в течение трех рабочих дней. Принятыми изменениями этот срок увеличен до семи рабочих дней.

Начиная с апреля 2021 г. в случае регистрации нового наименования юридического лица налоговая инспекция сама исправит в ЕГРЮЛ информацию: об учредителе или обычном участнике другой организации; о лице, которое может действовать от имени другой организации без доверенности; о держателе реестра акционеров.

Изменен и дополнен порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП регистрирующим налоговым органом, а также информации о достоверности сведений. Юридическим лицам необходимо уведомлять регистрирующий налоговый орган при изменении следующих сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ: наименования юридического лица, организационно-правовой формы, статуса международной организации и международного фонда, адреса в пределах места нахождения юридического лица.

Также следует сообщать данные: о принятии решения об изменении адреса; о способе образования юридического лица (создание или реорганизация); об учредителях и участниках обществ с ограниченной ответственностью; о единственном акционере; о держателе реестра акционеров; о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава; о правопреемстве.

Необходимо извещать о способе прекращения юридического лица (ликвидация, реорганизация, исключение из ЕГРЮЛ) и представлять информацию: о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о возбуждении производства по делу о банкротстве, о размере уставного капитала.

Кроме того, организация должна представлять данные о лице, действующем без доверенности от ее имени (директоре, генеральном директоре); информацию о наличии корпоративного договора; сведения о лицензиях, а также о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации или в процессе уменьшения уставного капитала.

Поделиться ссылкой: