Использование печати

Для обществ с ограниченной ответственностью (ООО)

С 07.04.2015 юридические лица не обязаны использовать круглую печать, как это было ранее. Соответствующие изменения в ряд законов и нормативных актов были внесены Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ (далее – Закон № 82-ФЗ). С указанной даты использование печати является не обязанностью, а правом организации. Применять круглую печать можно при необходимости (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон об ООО)).

Если организация решила использовать печать, необходимо отразить это в уставе (п. 5 ст. 2 Закона об ООО). При этом печать не обязательно должна быть круглой, как это было ранее. Теперь она может быть любой формы.

В ряде случаев, предусмотренных законом, оттиск печати проставляется при наличии печати у организации. Так, при наличии печати ее нужно использовать в следующих документах:

  • акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);
  • доверенность, выдаваемая организацией представителю (ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”);
  • журнал учета проверок (ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля”;
  • двойное складское свидетельство (ст. 913 ГК РФ);
  • копии учредительных документов, представляемых в регистрирующий орган (ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”;
  • копия извещения об уплате авансового платежа акциза при реализации этилового спирта (пп. 5 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития) алкогольной продукции”);
  • выписки по счету депо и закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства (абз. 5 п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”);
  • решения об эмиссии ценных бумаг, сертификаты эмиссионной ценной бумаги; решения о выпуске российских депозитарных расписок (п. 1 ст. 17, абз. 11 ч. 4 ст. 18, п. 10 ст. 27.5-3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”);
  • документы, содержащие сведения о доле РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале юридического лица, а также документы, представляемые претендентами на покупку имущества (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”);
  • доверенность от имени организации (при обжаловании действий таможенного органа), копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, прилагаемой к заявлению о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
  • отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях;
  • доверенность, прилагаемая к заявкам на участие в открытом конкурсе, закрытом аукционе (ст. 51, 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”).

Если от использования печати решено отказаться, целесообразно исключить (либо не включать) информацию о ней из устава, хотя законом такая обязанность не предусмотрена.

Заметим, если в уставе организации упоминается печать, а в перечисленных документах ее оттиск отсутствует, это может стать предметом для споров и претензий со стороны различных контролирующих органов.

При решении вопроса о применении печати необходимо помнить, что многие официально утвержденные бланки документов предполагают наличие печати организации, а ее отсутствие может повлечь серьезные проблемы. Поэтому (вплоть до внесения изменений в формы документов) печать проставлять обязательно. Так, например, нужно закреплять печатью:

  • приходный кассовый ордер №№ КО-1 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88);
  • бланки строгой отчетности (пп. “и” п. 3 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359);
  • трудовые книжки – при наличии печати (п. 2.2, 2.3 Инструкции, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

Также печать необходима на любом письменном запросе, направленном в налоговый орган.

Отсутствие печати на бумажных формах отчетности по налогам и взносам не является основанием для отказа в их приеме. Поскольку ООО и АО не обязаны иметь печать, до внесения соответствующих изменений в приказы ФНС России документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы, должны приниматься вне зависимости от наличия (отсутствия) на них оттиска печати (Письма ФНС России от 05.08.2015 № БС-4-17/13706@).

Для предпринимателя

Как и в случае с юридическими лицами, законодательством прямо не установлена обязанность предпринимателя использовать печать. Следует иметь в виду, что отсутствие печати может негативно сказаться на поиске контрагентов. Для изготовления печати предпринимателю нужно обратиться в специализированную компанию.

Отметим, что требования к печатям предпринимателей действующим законодательством не установлены. Кроме того, в отличие от юридических лиц, предприниматель не обязан где-либо фиксировать свое решение об использовании печати.

Поделиться ссылкой: