Налоговый мониторинг

ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ?
Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Такой способ предоставления данных налоговому органу позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций.

Доступ к данным налогоплательщика позволяет налоговому органу снизить объём истребуемых документов и сосредоточить ресурсы на проверке тех операции, которые содержат элементы риска. Такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и быстрое урегулирование спорных неопределенных налоговых позиций и позволяет уже в момент планирования операций и сделок предупредить возникновение налоговых рисков и спорных ситуаций (ст. 105.26 НК РФ).

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Документы для вступления в налоговый мониторинг:
заявление о проведении налогового мониторинга;
регламент информационного взаимодействия;
сведения о взаимозависимых лицах;
учетная политика для целей налогообложения организации;
документы о системе внутреннего контроля.
Решение о проведении налогового мониторинга принимается налоговым органом до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга. (ст. 105.27 НК РФ).

ЗА КАКОЙ ПЕРИОД И В КАКОЙ СРОК ПРОВОДИТСЯ НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ?
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105 26 НК РФ).

Срок проведения одного налогового периода, 1 год 9 месяцев (п. 5 ст. 105 26 НК РФ).

ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
Проведение налогового мониторинга регламентировано положениями ст. 105.29 НК РФ.

Налоговый орган проводит комплексный анализ рисков организации и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика. Это позволяет налоговому органу перейти от сплошной проверки к совместной оценке налоговых рисков.

Совместная оценка рисков в налоговом мониторинге:
налогоплательщики раскрывают риски, которые идентифицирует их система внутреннего контроля (приложение № 1 к приказу ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@);
налоговый орган
– проводит оценку отраслевых рисков и составляет Карту рисков отрасли;
– проводит анализ матрицы рисков и контрольных процедур организации (приложение № 4 к приказу ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@);
– составляет риск-профиль налогоплательщика;
– формирует план проведения налогового мониторинга и определяет объём контрольных мероприятий.

При выявлении противоречий и несоответствий в документах организации налоговый орган направляет сообщение с требованием:
о представлении пояснений – 5 дней;
о внесении исправлений – 10 дней.
При установлении факта нарушения в расчете или уплате налогов организации, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ.

Налоговый орган вправе проводить следующие мероприятия (п. 3 ст. 105.29 НК РФ):
истребовать у организации необходимые документы;
истребовать у организации пояснения;
привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном ст. 95 и 96 НК РФ.

ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНЫХ И КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА?
В период проведения налогового мониторинга камеральные налоговые проверки проводятся (п. 1.1 ст. 88 НК РФ), если:
декларация представлена позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с заявленной суммой налога к возмещению из бюджета, или декларация по акцизам с заявленной суммой акциза к возмещению из бюджета;
представлена уточненная декларация, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, или увеличена сумма убытка;
досрочно прекращено проведение налогового мониторинга.
Выездные налоговые проверки проводятся (п. 5.1 ст. 89 НК РФ), если:
проверка проводится вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
досрочно прекращено проведение налогового мониторинга;
налогоплательщиком не выполнено мотивированное мнение налогового органа;
представлена уточненная декларация за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет.

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Мотивированное мнение дает возможность налогоплательщикам получить позицию налогового органа по вопросу правильности отражения сделок и их результатов с точки зрения законодательства о налогах и сборах (п.1 статьи 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение бывает 2-х видов:
по запросу организации – в случае, если у нее есть не урегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства (п.4 статьи 105.30 НК РФ);
по инициативе налогового органа – в случае, если установлен факт, свидетельствующий о нарушении налогового законодательства (п.3 статьи 105.30 НК РФ).
Мотивированное мнение направляется организации:
по запросу организации – в течение 1 месяца со дня получения такого запроса (срок может быть продлен на 1 месяц для истребования дополнительных документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения (п.5 статьи 105.30 НК РФ);
по инициативе налогового органа – в течение 5 дней со дня его составления, но не позднее, чем за 3 месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга (п.3 статьи 105.30 НК РФ).
Запрос о представлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг (п. 4.2 статьи 105.30 НК РФ)

В течение 1 месяца со дня его получения мотивированного мнения организации необходимо направить в налоговый орган согласие с мотивированным мнением с документами, подтверждающими выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии), или разногласия на это мотивированное мнение (п.6 статьи 105.30 НК РФ).

Взаимосогласительная процедура
В случае несогласия организации с мотивированным мнением, составленным налоговым органом, в ФНС России проводится в взаимосогласительная процедура. (п.1 ст. 105.31 НК РФ). Взаимосогласительная процедура проводится в течении одного месяца со дня получения разногласий.

По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения (п.3 ст. 105.31 НК РФ).

Организация в течение одного месяца со дня получения указанного уведомления уведомляет налоговый орган, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии) (п.5 ст. 105.31 НК РФ).

Источник: https://www.nalog.ru/

Поделиться ссылкой: