Автобиография на работу — это документ, который предоставляет дополнительные сведения о кандидате при трудоустройстве и остается в личном дела сотрудника.
Зачем нужна автобиография
Чаще всего жизнеописание требуется в государственные структуры или крупные коммерческие организации.
Для госструктур биография или анкета обязательна в следующих ведомствах:
- таможенная служба (п. 3 ст. 6 ФЗ № 114 от 21.07.1997);
- Генеральная прокуратура (приказ Генпрокуратуры России от 13.03.2018 № 135);
- военная служба по контракту (указ президента № 1237 от 16.09.1999);
- Следственный комитет (п. 6 распоряжения СК РФ № 114 от 30.08.2017) и др.
В частных компаниях эту бумагу предъявляют по запросу работодателя. В ст. 65 ТК РФ она не указана среди обязательных документов при заключении трудового договора. Если претендент на вакансию не желает писать эти сведения, он вправе отказаться. Но в крупных компаниях тщательно подходят к выбору сотрудников. И такая информация о человеке становится неотъемлемой частью изучения личности кандидата.
Автобиографический документ позволит нанимателю получить дополнительную информацию:
- о карьерном росте;
- социальном положении;
- причинах увольнения с предыдущего места работы;
- профессиональных способностях кандидата.
Какие данные в нее включить
Четких правил и стандартных шаблонов для составления биографии не предусмотрено. Пишут ее в свободном виде на листе бумаги А4 или на официальном бланке. Описывают события от первого лица, подробно, но лаконично. Ваше творение необходимо уместить максимум на двух страницах. Избегайте перескакивания с одного события на другое. Даты, названия мест учебы, работы указывайте по порядку по мере их происхождения в жизни.
Произвольный стиль описания собственной биографии оставляет кандидату возможность для импровизации. Конечно, приукрашивать события и придумывать факты нельзя. Но вы вправе добавить некоторые нюансы, которые выгодно отличают вас от других претендентов на вакансию. Например, о деловых чертах характера, профессиональных навыках, достижениях или наградах.
Для удобства заполнения в организациях иногда составляют собственную форму автобиографической анкеты. Останется только ответить на предлагаемые вопросы. Форма для госслужащих утверждена распоряжением правительства РФ № 667-р от 26.05.2005.
Стандартный перечень сведений, которые обязательно следует отразить в автобиографическом документе:
- фамилия, имя и отчество полностью, число, месяц, год и место рождения;
- гражданство и национальность;
- места учебы — от начальной школы до профессиональных учебных заведений (колледжей, техникумов и вузов);
- семейное положение, данные о членах семьи и близких родственниках;
- карьерный рост — с указанием предыдущих работодателей, должностях, причинах увольнения;
- взаимоотношения с законом (судим или нет);
- место регистрации и проживания;
- пребывание или проживание за рубежом (когда и по какой причине);
- наличие родственников, имеющих иностранное гражданство и проживающих за рубежом.
Особенности для мужчин и женщин
Правила подготовки текста по гендерному признаку не отличаются. Но есть некоторые нюансы, которые стоит учесть. Мужчинам, например, необходимо отметить информацию о службе в армии (период, место службы, звание и др.). Женщинам придется указать точные сведения о периоде отпусков по беременности, родам и уходу за детьми. В остальном отличий нет, главная задача — достоверно и четко рассказать о жизненном пути работодателю.