Как обжаловать постановление о возбуждении исполнительного производства

Если вы должник или взыскатель и считаете, что ваши права и интересы нарушены таким постановлением, вы можете обжаловать его в порядке подчиненности. Для этого подайте вышестоящему приставу письменную жалобу, и в течение 10 дней со дня поступления ее рассмотрят по существу.

Также вы можете обратиться в суд. В законе это называется не обжалованием, а оспариванием постановления и делается в порядке гл. 24 АПК РФ или гл. 22 КАС РФ.

Если подать заявление в суд и жалобу вышестоящему приставу параллельно, пристав приостановит рассмотрение жалобы. А если суд примет решение, пристав откажет в ее рассмотрении.

  1. В какой срок подать жалобу вышестоящему приставу

Вам нужно подать жалобу на такое постановление в течение 10 дней со дня, когда вы узнали или должны были узнать о его вынесении (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Если вы пропустили срок, вместе с жалобой подайте ходатайство о его восстановлении. Если причины пропуска признают уважительными, а срок, в который вы обратились, – разумным, то его восстановят. Без ходатайства вам в любом случае откажут в рассмотрении жалобы по существу (ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве).

Учтите, что обосновать уважительность пропуска очень непросто. Но если он незначителен, ваши шансы выше. Например, могут признать уважительной причиной госпитализацию руководителя организации во время командировки в другой регион.

  1. Как составить жалобу

Оформите жалобу письменно и подпишите у руководителя вашей организации или лица, уполномоченного на это доверенностью. ИП может подписать жалобу сам или тоже поручить это доверенному лицу (ч. 1 ст. 124 Закона об исполнительном производстве).

Укажите в жалобе, кому вы ее подаете, и обязательно включите в нее (ч. 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве):

  • данные судебного пристава-исполнителя, чье постановление вы обжалуете: должность, фамилию и инициалы;
  • ваши данные: наименование организации и ее местонахождение. Если вы ИП, то укажите свои фамилию, имя, отчество и место жительства либо место пребывания;
  • основания для обжалования. Опишите, какие положения закона и других нормативных актов нарушил пристав, когда возбудил исполнительное производство. Обоснуйте, почему постановление им не соответствует и нарушает ваши права и законные интересы;
  • ваши требования. Четко и однозначно сформулируйте требование признать обжалуемое постановление незаконным (отменить его). Укажите все реквизиты постановления, чтобы его индивидуализировать.

В текст жалобы также можно включить ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование, чтобы не составлять его отдельно.

  1. Что приложить к жалобе

К жалобе приложите:

  • документ о полномочиях на подписание жалобы. Если ее подписал руководитель, приложите заверенные копии протокола о его назначении и устава. Если доверенное лицо – доверенность с полномочием на обжалование постановлений и действий (бездействия) пристава. Без этих документов вам откажут в рассмотрении жалобы по существу (п. 3 ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 124, п. 3 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве, п. п. 3.4, 5 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб, утвержденных Письмом ФССП России от 25.05.2018 N 00153/18/65008-ИС);
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основана жалоба. Например, вы считаете, что пристав возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа, который не соответствует требованиям закона. Снимите копию с листа в материалах дела, заверьте и приложите к жалобе. Можно приложить и копию самого постановления. Закон не требует прикладывать такие документы, но это может ускорить рассмотрение жалобы. Если их не будет, а вышестоящий пристав при рассмотрении решит, что они все же важны, он запросит их. И пока он не получит эти документы, срок рассмотрения приостановится, но не более чем на 10 дней (ч. 3 ст. 124 Закона об исполнительном производстве);
  • ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, если вы его пропустили (ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве). Этот документ нужно приложить, если вы не включили ходатайство в текст жалобы.
  1. Кому подать жалобу

Укажите в жалобе как адресата вышестоящего пристава. Если вы обжалуете постановление судебного пристава-исполнителя, то адресатом будет старший судебный пристав, которому он подчиняется (ч. 1 ст. 123 Закона об исполнительном производстве). Как правило, это начальник районного отдела УФССП России, в котором ваш пристав служит.

Подать жалобу можно как самому адресату, так и приставу, чье постановление вы обжалуете (ч. 4 ст. 123 Закона об исполнительном производстве). Используйте адрес отдела УФССП России из текста обжалуемого постановления.

Рекомендуем направлять жалобу приставу, постановление которого вы обжалуете: обычно документ к нему попадает быстрее, чем к начальнику. Он сам в трехдневный срок перенаправит жалобу вышестоящему приставу, который вправе ее рассмотреть (ч. 5 ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

Если вы все же решили направить жалобу непосредственно вышестоящему приставу и ошибетесь в выборе адресата, не страшно. Если окажется, что он неправомочен рассматривать вашу жалобу, он сам перенаправит ее тому, кто вправе это сделать, а вас об этом письменно известит (ч. 6 ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

  1. Как подать жалобу

Вы можете подать жалобу:

  • по почте. Рекомендуем делать это заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Чтобы доказать отправку документов и их получение отделом приставов, вы можете сформировать на сайте Почты России отчет об отслеживании отправления;
  • через личный кабинет на Едином портале госуслуг при наличии технической возможности (ч. 1.1 ст. 124 Закона об исполнительном производстве);
  • с помощью представителя. Отвезти жалобу может любое уполномоченное юрлицом или ИП на подачу документов лицо, в том числе курьер. Уточните в районном отделе УФССП России, в который подаете жалобу, брать ли курьеру с собой доверенность на подачу документов и паспорт. Многие отделы этого требуют;
  • лично, если вы ИП.

Если вы подаете жалобу лично или через представителя, потребуйте поставить на ее копии отметку о получении отделом приставов, чтобы доказать факт подачи.

Источник: www.consultant.ru

Поделиться ссылкой: