Инвалидам 2 группы предоставляются следующие льготы в России:
- пенсионное обеспечение и другие денежные выплаты;
- социальные преференции (при оплате услуг ЖКХ, транспорта, при поступлении в вузы, льготное налогообложение, трудовые гарантии и т. д.).
Соцподдержка предусмотрена как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Какие нормы законодательства регулируют порядок предоставления льгот
Основные федеральные документы, в которых определен порядок присвоения группы инвалидности и установления льгот:
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ определяет правовой статус инвалида, уточняет порядок переосвидетельствования на группу, перечисляет основные льготы;
- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ устанавливает размер пенсий, порядок их индексации и возможность получения надбавок;
- постановление правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 26.11.2020) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.08.2019 № 585н приводит критерии установления групп инвалидности.
В субъектах РФ существуют собственные программы поддержки граждан с ограниченными возможностями здоровья, и льготы инвалидам 2 группы в Костроме, Тюмени или Москве различаются. Узнавайте.
Как устанавливается инвалидность
Приказ Минтруда от 27.08.2019 № 585н содержит классификации и критерии, по которым осуществляется медико-социальная экспертиза граждан.
Ко 2 группе относятся лица с нарушением функций организма средней тяжести, при которых трудоспособность, как правило, утрачена не полностью. Это такие нарушения здоровья:
- дыхательная недостаточность;
- психические нарушения;
- нарушения речи, слуха, зрения;
- средне-тяжелые заболевания сердца и сосудов;
- травмы, приведшие к ограничению мобильности, и т. д.
То есть вторая группа присваивается гражданину, если он способен работать только при наличии специальных (вспомогательных) средств для этого, плюс ему необходима реабилитация и прочие меры социальной поддержки. Для оформления инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). Она включает клиническое обследование, психиатрическое освидетельствование и оценку социально-бытовых условий жизни гражданина.
Документы, предоставляемые на медико-социальную экспертизу
В отделение медико-социальной экспертизы необходимо предъявить:
- направление, выписанное лечащим врачом или полученное в органах социальной защиты населения или в пенсионном органе;
- справка о доходах заявителя;
- паспорт — оригинал и ксерокопия;
- амбулаторная карта;
- заполненное самостоятельно или законным представителем заявление о прохождении освидетельствования;
- трудовая книжка, если заявитель когда-нибудь работал;
- если заявитель проходил обучение, то необходимо иметь характеристику, заполненную руководителем образовательного учреждения;
- для работавших потребуется характеристика от работодателя;
- если причиной утраченного здоровья стало расстройство, связанное с производственной травмой или профессиональным заболеванием, необходим оформленный в установленном порядке акт.
Инвалидность второй группы устанавливается на 12 месяцев. Через год все начинается заново.
Перечень льгот, положенных инвалиду 2 группы
- страховая пенсия (имеющим трудовой стаж) — 6044,48 руб.;
- социальная (не работавшим) — 5751,9 руб.
Кроме того, льготы при 2 группе инвалидности включают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) плюс стоимость набора социальных услуг (НСУ), которую разрешается взять деньгами. В 2021 году с учетом последней индексации это 2919,02 руб. (из них 1211, 66 руб. — это НСУ: льготы на лекарства, санаторное лечение, проезд к месту лечения ж/д транспортом).
Ниже перечислено, какие льготы есть у инвалидов 2 группы, кроме выплат из Пенсионного фонда:
Налоговые |
|
---|---|
Социальные |
|
Образование |
|
Транспорт |
|
Трудовая деятельность |
|
Иные меры поддержки |
|
Приведенные выше данные о том, какие льготы полагаются инвалиду второй группы по ЖКХ, медицинским услугам, проезду на транспорте и т. д. — федеральная норма. На местах возможны дополнительные меры поддержки.
Какие потребуются документы
Понадобятся:
- паспорт;
- СНИЛС;
- банковские реквизиты;
- справка МСЭ об инвалидности с присвоением группы;
- документы о наличии иждивенцев;
- свидетельства о рождении детей;
- документы на автомобиль;
- квитанция об оплате коммунальных услуг за предыдущий месяц;
- акт обследования жилищных условий;
- документы о праве собственности на землю.
Документы, перечисленные в первых 4 пунктах, необходимы везде, остальные — в зависимости от того, что и где вы оформляете.