Разработаны новые меры по борьбе с мошенничеством в банковской сфере

3 ноября 2023 года в Госдуму внесен законопроект, предлагающий обязать системно значимые банки обеспечить своим клиентам-физлицам возможность назначить третье лицо, которое будет подтверждать намерение этого клиента осуществить операции по дистанционному переводу денежных средств с банковских счетов или вкладов.

Согласно инициативе такое третье лицо, действуя по доверенности, начнет получать от банка уведомление о совершаемых от имени клиента денежных переводах и в течение 12 часов должно будет подтвердить или отклонить соответствующую операцию. Причем неполучение или несвоевременное получение от доверенного лица подтверждения станет основанием для отклонения банком операции. Порядок взаимодействия банка с доверенным лицом в рамках информирования о совершаемых операциях, а также тарифы за такое информирование будут прописаны в соглашении между банком, клиентом и доверенным лицом.

Если законопроект примут, в офисах банков, на их сайтах и в мобильных приложениях появится информация о праве клиента назначить доверенное лицо для указанных целей, о порядке его назначения (или отзыва назначения) и об условиях действия. Это касается только системно значимых кредитных организаций, на долю которых приходится около 78% совокупных активов российского банковского сектора. Их перечень приведен в Информационном сообщении Банка России от 17 октября 2023 года и включает 13 наименований: АО ЮниКредит Банк; Банк ГПБ (АО); ПАО “Совкомбанк”; Банк ВТБ (ПАО); АО “АЛЬФА-БАНК”; ПАО Сбербанк; ПАО “Московский Кредитный Банк”; ПАО Банк “ФК Открытие”; ПАО РОСБАНК; АО “Тинькофф Банк”; ПАО “Промсвязьбанк”; АО “Райффайзенбанк”; АО “Россельхозбанк”.

Кроме того, проектируемые нормы не будут распространяться на операции, совершаемые с использованием:

  • сервиса быстрых платежей;
  • платежных карт;
  • электронных денежных средств.

Предлагаемые поправки направлены на предотвращение финансовых потерь и снижение риска совершения мошеннических операций в отношении граждан – потребителей финансовых услуг. Чаще всего мошеннические действия осуществляются после телефонных разговоров с клиентами банков из-за того, что последние под влиянием обмана или введения в заблуждение сами сообщают злоумышленникам необходимые данные – номера банковских карт, коды CVC и т. д. По статистике Банка России, только в 2022 году таким образом было похищено около 14 млрд руб. (на 4% больше, чем годом ранее).

Предпосылки для разработки рассматриваемой инициативы заложены в подготовленных Банком России Методических рекомендациях от 9 августа 2021 г. № 11-МР, определяющих условия по предотвращению финансовых потерь и снижению риска совершения мошеннических операций. В частности, кредитным организациям рекомендовано обеспечить своим клиентам возможность, в том числе без личного присутствия, а также без участия работника или представителя кредитной организации, назначить другого клиента той же кредитной организации с его согласия лицом, производящим дополнительный контроль осуществляемых клиентом операций. Однако этот совет касается только потребителей из числа лиц с инвалидностью и иных маломобильных групп населения, а, по мнению авторов инициативы, защита необходима всем гражданам – потребителям финансовых услуг.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *