Как размещается реклама на жилом доме?

Размещение рекламы на жилом доме возможно при наличии договора с собственником здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и разрешения уполномоченного органа на ее установку.

Способы размещения рекламы
Распространение рекламы осуществляется с использованием в том числе щитов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения (любые конструкции, прочно связанные с объектом недвижимости таким образом, что их монтаж (демонтаж) невозможен без использования специальных технических средств или устройств), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (п. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 19 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ; Письмо ФАС России от 24.09.2020 N ДФ/82787/20).
Кроме того, суды признают рекламной конструкцией любое техническое средство стабильного размещения рекламы, в том числе самоклеящуюся пленку или плакат.
При этом законодательство не содержит специальных требований, предъявляемых к рекламе, размещаемой внутри подъездов многоквартирных домов посредством использования технических средств (Письмо ФАС России от 24.09.2020 N ДФ/82787/20).
Региональным законодательством могут быть предусмотрены особенности размещения рекламы на зданиях. Например, в г. Москве запрещено наносить рекламу на внешние поверхности многоквартирных домов путем покраски, наклейки, росписи в технике “граффити” и другими способами. При выявлении таких изображений они подлежат удалению (п. п. 1.1, 2.3.5, 5.1, 5.5.2, 5.6, 5.7 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 16.07.2019 N 877-ПП).

Порядок заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником здания (многоквартирного дома) (ч. 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).
Заключение такого договора имеет свои особенности в зависимости от того, в чьей собственности (государственной, муниципальной или частной) находятся многоквартирный дом и жилые помещения в нем (ч. 2 ст. 19 ЖК РФ).

1. Многоквартирный дом находится в частной собственности
Если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции можно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).
К общему имуществу в многоквартирном доме относятся в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома. При этом к ограждающим несущим конструкциям многоквартирного дома относятся, в частности, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ; пп. “в” п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Получить согласие собственников на использование общего имущества многоквартирного дома можно только по итогам общего собрания собственников (ч. 4 ст. 36, п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Общее собрание проводится ежегодно (во втором квартале года, следующего за отчетным годом), но любой собственник помещений в таком доме может инициировать созыв внеочередного общего собрания (ч. 1, 2 ст. 45 ЖК РФ).
Для размещения рекламы на жилом доме необходимо, чтобы за это проголосовало не менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания оформляется протоколом (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Заключает договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лицо, уполномоченное на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).

2. Многоквартирный дом находится в государственной или муниципальной собственности
Согласие жильцов, не являющихся собственниками приватизированных в таком доме квартир, на установку рекламной конструкции в данном случае не требуется.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в этой ситуации заключается по результатам торгов на его заключение, которые могут проводиться в форме аукциона или конкурса. Владелец рекламной конструкции может выиграть торги на аукционе, если предложит наиболее высокую цену, а победить в конкурсе – если, по заключению конкурсной комиссии, предложит лучшие условия (ч. 5.1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ; п. 4 ст. 447 ГК РФ).
Следует также учитывать, что возможна ситуация, при которой жилой дом числится в реестре муниципальной собственности, но часть квартир приватизирована. В таком случае для размещения рекламы кроме согласования территориальной администрации муниципального образования, в ведении которой находится конкретный дом, необходимо согласие собственников квартир, если они, конечно, не делегировали муниципалитету полномочия заключать от их имени соответствующий договор.

Порядок получения разрешения в уполномоченном органе на установку рекламной конструкции
После заключения вышеуказанного договора владелец рекламной конструкции должен получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в уполномоченном на выдачу таких разрешений органе местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).
В г. Москве таким органом является Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы, который осуществляет прием запросов и иных документов, необходимых для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции только в электронной форме через Интернет (п. 4.2.1 Постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 N 45-ПП; п. 1.4 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 12.12.2012 N 713-ПП).
В г. Москве разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается, в частности, на основании заявления (запроса) юридического лица или ИП, являющегося правообладателем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо владельца рекламной конструкции. Запрос оформляется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму на Портале госуслуг г. Москвы. К запросу прилагаются документы, в том числе подтверждающие согласие собственника или иного законного владельца недвижимого имущества. Такими документами, в частности, могут являться протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 11 ст. 19 Закона N 38-ФЗ; п. п. 1.1, 2.4.1, 2.5 Приложения 1 к Постановлению N 713-ПП).
За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции уплачивается госпошлина. Госпошлина уплачивается до выдачи разрешения (п. 2.12 Приложения N 1 к Постановлению N 713-ПП).

В г. Москве срок предоставления услуги по выдаче разрешения не может превышать 33 рабочих дня, если не было приостановления предоставления услуги (п. 2.7 Приложения N 1 к Постановлению N 713-ПП).

Права и обязанности владельца рекламной конструкции после ее установки
В период действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, для осуществления технического обслуживания и демонтажа рекламной конструкции (ч. 8 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).
В случае возникновения у третьих лиц прав в отношении рекламной конструкции (сдачи рекламной конструкции в аренду, заключения договора доверительного управления) необходимо уведомить об этом орган местного самоуправления, выдавший разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 9.3 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).

Источник: http://www.consultant.ru/

Поделиться ссылкой: