Суд признал незаконным отказ Роспотребнадзора в возбуждении дела об административном правонарушении из-за неправильного ценника в период моратория на внеплановые проверки

Кассир “пробил” зубную пасту по цене выше, чем была указана на ценнике, и рассерженный покупатель пожаловался в Роспотребнадзор, требуя привлечь магазин к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Санитарное ведомство вынесло определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку:

  • мораторий на проверки, введенный постановлением Правительства РФ № 336, запрещает проводить внеплановые проверки по жалобе потребителя, если нарушение не связано с риском причинения смерти или тяжкого вреда здоровью потребителя;
  • путаница с ценниками очевидно, таких рисков не несет, следовательно, Роспотребнадзор не имеет никакой возможности провести проверку магазина;
  • а без проведения проверки или иного КНМ с взаимодействием Роспотребнадзор не может возбудить дело об АП – это прямо запрещено упомянутым постановлением Правительства № 336 (а впоследствии – и ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Покупатель обжаловал определение в суд и выиграл дело:

  • как подчеркнул Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 марта 2021 г. № 9-П, КоАП РФ, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на событие правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу, в частности, при отсутствии события или состава административного правонарушения (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5);
  • соответственно, принятие процессуального решения о возбуждении дела об АП или об отказе в таковом по обращению заявителя требует, кроме прочего, проверки содержащихся в нем данных, указывающих на имевшее место административное правонарушение, и не предполагает, что это решение принимается по одному только факту поступления названного обращения;
  • положения Закона о государственном контроле и Постановления № 336 не содержат каких-либо правовых норм, ограничивающих возможность возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении нарушений обязательных требований, выявленных не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
  • введение Правительством РФ ограничений не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту “а” пункта 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 представляет собой комплекс процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление;
  • в настоящем случае управление Роспотребнадзора отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, не проводя каких-либо контрольных мероприятий, сославшись исключительно на Постановление № 336;
  • между тем Постановление № 336 не отменяет обязательных правил, установленных КоАП РФ, в связи с чем в случае, если вменяемое магазину в вину нарушение выявлено в ходе рассмотрения материалов, поступивших из административного органа или от гражданина, орган вправе провести проверку и возбудить дело об АП;
  • доводы о том, что положения Постановления № 336 распространяются, в том числе, на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан, основаны на неверном толковании норм права (Постановление АС Московского округа от 10 марта 2023 г. № Ф05-32681/22).
Источник: ГАРАНТ.РУ

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *