Какими документами подтверждается право собственности

1. Какими документами подтверждается право собственности на
объекты электросетевого хозяйства, являющиеся движимым имуществом?

1.1. Приобретение права собственности на ОЭСХ в результате
совершения сделки.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя
движимой вещи по договору возникает с момента ее передачи. Соответственно,
для доказательства права собственности на приобретенную вещь необходимо
предоставить не только договор, но и доказательства передачи вещи от
отчуждателя (акт приема-передачи, товарную накладную).
Допустимыми доказательствами для владельца можно считать договор
(правоустанавливающий документ) и бухгалтерские документы,
подтверждающие постановку данной вещи на баланс (факт приобретения
владения по договору).
Правоустанавливающие документы должны содержать
индивидуально-определенные признаки, позволяющие идентифицировать
имущество, передаваемое по договору, с имуществом, находящимся у
владельца.
1.2. Приобретение права собственности на имущество (ОЭСХ),
внесенное в уставный капитал.
Приобретение права собственности на имущество, внесенное в уставный
капитал, подтверждается учредительными документами юридического лица –
собственника.
Соответственно, право собственности, возникшее в результате
реорганизации юридических лиц, должно подтверждаться самими сведениями о
реорганизации, а в отношении конкретного имущества – передаточным актом
или разделительным балансом (ст. 59 ГК РФ).
При ликвидации юридического лица право собственности бывшего
участника этого лица возникает в связи с передачей ему ликвидационной
комиссией имущества ликвидируемого лица, которое осталось после
удовлетворения требований кредиторов.
1.3. Приобретение права собственности на вновь созданную
(изготовленную) движимую вещь (ОЭСХ).
Различают два варианта:
1) Изготовление вещи по договору (чаще всего, по договору подряда).
В соответствии с п. 1 ст. 702 и п. 1 ст. 763 ГК РФ право собственности на
созданный объект возникает у заказчика, принявшего и оплатившего результат
работы. В этом случае доказательством права собственности на движимую вещь
будут являться те же правоустанавливающие документы, что и при
приобретении вещи – договор подряда, акты приемки выполненных работ,
платежные документы и т.д.
2) Изготовление вещи для себя.
В данном случае наличие договора не предполагается.
Принцип здесь таков (в судебной практике этот принцип чаще всего
применяется относительно создания недвижимости, что в данном случае не
означает какой-то специфичности): новая вещь должна быть создана своими
силами и за счет собственных средств (включая заемные средства).
Новая вещь создается из материала, который принадлежит создающему, и
путем использования иного имущества, также принадлежащего создающему,
следовательно, лицу для признания права собственности на вновь созданную
вещь, следует доказать свои затраты на производство этой вещи.
Указанными документами могут быть сметы, платежные документы и
прочее. Большое значение имеют данные бухгалтерского учета.

2. Какими документами подтверждаются иные вещные права на
объекты электросетевого хозяйства, являющиеся движимым имуществом?

Практическое значение в отношении движимых ОЭСХ могут иметь такие
вещные права как право хозяйственного ведения и право оперативного
управления (ст. 216 ГК РФ). Иные вещные права устанавливаются только в
отношении недвижимых вещей.
Прежде всего, необходимо отметить, что наличие иного вещного права
обязательно предполагает двух правообладателей: собственника имущества и
лица, наделенного иным вещным правом на это же имущество. Таким образом,
при регистрации объектов, закрепленных на ином вещном праве, в реестры в
раздел о правообладателях вносятся как собственник, так и субъект иного
вещного права.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права
федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные
объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной (т.е.
собственности субъектов РФ) и муниципальной собственности (п. 3
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров,
связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Соответственно, и документом, подтверждающим наделение
государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений
правом хозяйственного ведения или оперативного управления, являются
выписки из реестров федеральной, государственной или муниципальной
собственности.
Данные реестры ведутся в отношении как недвижимого имущества, так и
движимых вещей.
В то же время в отношении движимого имущества, подлежащего
внесению в соответствующий реестр, существуют ограничения по его
стоимости (малоценные вещи в реестры не вносятся). На практике вполне
допустима ситуация, когда конкретное движимое имущество вообще не внесено
в реестры федерального, государственного или муниципального имущества.
В этом случае доказательствами закрепления за лицом имущества на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления является решение
уполномоченного государственного (муниципального) органа и (или)
договор о передаче государственного имущества в хозяйственное ведение
или оперативное управление. Поскольку, по общему правилу, в соответствии
с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или оперативного
управления имуществом, в отношении которого собственником принято
решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого
предприятия с момента передачи имущества, необходимы будут доказательства
передачи (по общему правилу, акт приема-передачи).
Суды принимают в качестве доказательств существования иного вещного
права:
– приказ соответствующего Комитета по управлению имуществом (акт о
закреплении имущества);
– договор о передаче имущества в хозяйственное ведение и акт
приема-передачи имущества в хозяйственное ведение;
– типовое соглашение о передаче имущества в хозяйственное ведение;
– постановления главы Администрации о создании предприятия и о
передаче ему в хозяйственное ведение имущества согласно приложению.
Имущество может переходить в обладание унитарного предприятия не
только в результате передачи его государством (муниципальным образованием),
но и в результате сделок, заключаемых унитарным предприятием с другими
субъектами (в том числе с частными собственниками). Имущество не может
принадлежать унитарному предприятию на праве ином, чем право
хозяйственного ведения или оперативного управления. Следовательно,
приобретение действующим унитарным предприятием какого-либо имущества
от отчуждателей означает автоматический переход этого имущества в
государственную (муниципальную) собственность с автоматическим
закреплением его за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления. Доказательствами прав на имущество в этом
случае являются договоры, акты приема-передачи и т.п. (см. ответ на вопрос 1).
Не считаются доказательствами существования иного вещного права один
только акт приема-передачи имущества в хозяйственное ведение (сам по себе он
не является правоустанавливающим документом); данные бухгалтерского
учета; один только перечень имущества, закрепляемого на праве
хозяйственного ведения.

3. Какими документами подтверждаются вещные права на ОЭСХ,
являющиеся недвижимым имуществом, но не зарегистрированные в
порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним»?

Следует различать две ситуации:
1) Недвижимость создана до начала действия системы государственной
регистрации.
2) Недвижимость создана после начала действия системы
государственной регистрации.
Первая ситуация. Если недвижимость создана до введения в действие ФЗ
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним» и начала деятельности соответствующего территориального
регистрирующего органа, то в соответствии со ст. 6 указанного Закона права на
недвижимое имущество, признаются юридически действительными при
отсутствии их государственной регистрации.
Тем не менее, техническая (учетная) регистрация недвижимости имелась
в СССР (России) и до принятия Закона «О государственной регистрации
прав…». Однако такая регистрация в отношении нежилой недвижимости
никогда не регулировалась централизовано.
В СССР основными регистрирующими органами были БТИ.
До принятия Закона в отдельных субъектах Российской Федерации либо
крупных муниципальных образованиях сложилась система органов,
осуществлявших регистрацию сделок с недвижимостью и прав на нее. Ее
отличали два признака: в основе такой системы, как правило, лежали
нормативные акты субъектов Российской Федерации, а порой и муниципальных
образований (например, в крупных городах); подобная регистрация
осуществлялась от лица государства.
Таким образом, можно сделать только тот вывод, что права на
недвижимость в данной ситуации подтверждаются справками самых
разнообразных органов, в основном местного уровня.
Проблема осложняется тем, что во многих случаях недвижимость,
создаваемая раньше на территории государственных предприятий, вообще не
учитывалась в органах БТИ или иных органах. Учитывая, что в большинстве
случаев эти предприятия приватизированы, доказательством принадлежности
недвижимости являются планы приватизации (см. ответ на вопрос 4). У
неприватизированных предприятий такими доказательствами являются только
данные внутреннего учета (как и для вновь созданных движимых вещей).
Следует иметь в виду, что права на недвижимость, приобретенную по
сделке после создания системы государственной регистрации подлежат такой
регистрации независимо от времени создания недвижимости.
Вторая ситуация. Если недвижимость создана после введения в действие
ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним» и начала деятельности соответствующего территориального
регистрирующего органа, но не зарегистрирована в ЕГРП, то такая
недвижимость вообще не является объектом прав.
Так, в пункте 2.3 Рекомендаций Научно-консультативного совета при
ФАС Уральского округа № 1/2007 «По вопросам рассмотрения дел о защите
права собственности и других вещных прав» указывается:
«По смыслу ст. 129, п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса
недвижимое имущество, созданное после введения в действие Закона о
государственной регистрации прав и начала деятельности территориального
регистрирующего органа, право собственности на которое не зарегистрировано
в порядке, предусмотренном этим законом, до момента такой регистрации не
признается объектом гражданского оборота.
При отсутствии государственной регистрации права собственности
сделки по распоряжению недвижимостью не порождают возникновение права
собственности у приобретателей. Такой приобретатель не может приобрести
право собственности по этим сделкам также в порядке абз. 2 п. 2 ст. 223
Гражданского кодекса».
Выходом из этой ситуации может быть только обращение владельца в
регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права
собственности (п. 1.5 Рекомендаций).

4. Является ли план приватизации документом, подтверждающим
вещные права на ОЭСХ, и какие иные документы подтверждают права на
ОЭСХ, приобретенный у государства (приватизированный) при отсутствии
плана приватизации?

Приобретение права собственности на имущество в результате
приватизации является одним из оснований приобретения права собственности
производным способом. Спецификой данного способа является действие
специального законодательства о приватизации, имеющего приоритет перед
нормами Гражданского кодекса (ст. 217 ГК РФ).
Если приватизация производилась путем преобразования
государственного предприятия в акционерное общество с последующим
отчуждением акций, принадлежащих государству, то план приватизации,
конечно, является документом, подтверждающим право собственности
общества на принадлежащее ему имущество.
В п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации № 8 от 25 февраля 1998 года «О некоторых вопросах практики
разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных
прав» указано: «Акционерное общество, созданное в результате преобразования
государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном
законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации
становится собственником государственного (муниципального) имущества,
включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с
планом приватизации».
В этом смысле план приватизации является правоустанавливающим
документом и стоит в одном ряду с договором, актом государственного органа
и т.п.
Специфика проявляется в том, что план приватизации признается
главным допустимым доказательством перехода права собственности на
государственное имущество.
Суды указывают на план приватизации как на правоустанавливающий
документ в отношении движимого и недвижимого имущества (а поскольку
чаще всего приватизация проходила до введения на территории РФ системы
государственной регистрации прав на недвижимость, то в этом случае
государственная регистрация приватизированной недвижимости не является
обязательной).
Однако, поскольку часто встает вопрос о тождестве принадлежащего
владельцу имущества с имуществом, названным в плане приватизации, суды
привлекают в качестве доказательства акт оценки стоимости имущества
предприятия, который относится к приватизационным документам. В
уставный капитал созданного в процессе приватизации акционерного общества
может считаться переданным лишь то имущество, которое поименовано в акте
оценки стоимости имущества предприятия. Иногда привлекается
справка-расшифровка к плану приватизации.
Соответственно, отсутствие объекта в плане приватизации и акте оценки
стоимости имущества свидетельствует об отсутствии доказательств,
подтверждающих возникновение права собственности.
Не признаются в качестве доказательств права собственности на
приватизированное имущество:
– перечень приватизированного имущества, составленный владельцем в
одностороннем порядке;
– один только акт оценки стоимости имущества без плана приватизации;
– инвентарная карточка учета основных средств;
– справка Комитета по управлению имуществом о включении объекта в
состав приватизируемого имущества, выданная после завершения
приватизации;
– акт передачи имущества, не включенного в план приватизации.
Таким образом, по общему правилу, план приватизации (в купе с иными
приватизационными документами) является единственно допустимым
доказательством возникновения права собственности на приватизируемое
имущество. Отсутствие плана приватизации не может быть восполнено иными
доказательствами.

5. Какими документами подтверждаются вещные права на
оборудование, приобретаемое в порядке, предусмотренном Гражданским
кодексом РФ для бесхозяйных вещей (в том числе права на находку)?

При применении этой нормы необходимо учитывать следующее:
– Приобретение права собственности на недвижимое имущество во всех
случаях осуществляется в судебном порядке (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
– Приобретение права собственности по давности владения
осуществляется по остаточному принципу. Это означает, что, например, право
собственности на находку может быть приобретено только в порядке,
установленном специальными правилами для находки. Если эти правила не
соблюдены, право собственности на находку вообще никогда не возникнет.
Практический интерес для случаев приобретения права собственности на
бесхозяйные ОЭСХ представляют три основания:
1) Приобретение права собственности на движимые вещи, от которых
собственник отказался (брошенные вещи).
2) Приобретение права собственности на находку.
3) Приобретение права собственности в силу давности владения (по
приобретательной давности).
5.1. Приобретение права собственности на движимые вещи, от которых
собственник отказался.
По общему правилу, приобретение права собственности на такие объекты
будет происходить в судебном порядке – через заявление о признании судом
объектов бесхозными (ч. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ).
Вещи, которые могут обращены в собственность путем фактического
использования (п. 1 ст. 226 ГК РФ), на практике вряд ли могут быть
квалифицированы как ОЭСХ.
5.2. Приобретение права собственности на находку – движимую вещь.
В принципе, возникновение права собственности на находку возможно
только в том случае, если собственник утерянной вещи неизвестен (или
неизвестно его место пребывания, что маловероятно в отношении
собственника-юридического лица) нашедшему или нашедший знает, что
собственника больше не существует (например, юридическое лицо, бывшее
собственником, ликвидировано).
Процедура, предусмотренная для приобретения права собственности на
находку, включает в себя (ст. 227-228 ГК РФ):
а) заявление о находке в милицию или в орган местного самоуправления
(п. 2 ст. 227 ГК РФ);
б) истечение 6-месячного срока с момента заявления о находке (п. 1 ст.
228 ГК РФ);
в) необнаружение в течение 6-месячного срока собственника (п. 1 ст. 228
ГК РФ);
г) отсутствие отказа нашедшего от приобретения найденной вещи в
собственность (п. 2 ст. 228 ГК РФ), что на практике во избежание
неопределенности должно, видимо, означать согласие нашедшего на
приобретение права собственности на находку.
При соблюдении этих условий в совокупности нашедший приобретает
право собственности на найденную вещь.
Никакого официального подтверждения приобретения права
собственности в этом случае законом не предусмотрено.
Если все же попытаться представить себе письменные доказательства
приобретения права собственности по этому основанию, то они должны
составить следующую систему:
– письменное заявление о находке в милицию или в орган местного
самоуправления с отметкой о получении заявления;
– письменное извещение милиции или органа местного самоуправления о
необнаружении собственника;
– письменное заявление в милицию или в орган местного самоуправления
о согласии на приобретение права собственности на находку.
При квалификации движимой вещи в качестве находки необходимо
учитывать, что находкой не могут быть признаны принадлежности главной
вещи – право собственности на них возникает в связи с возникновением права
собственности на главную вещь.
Если собственник утерянной вещи известен лицу, нашедшему вещь, то
нашедший обязан предпринять меры по возврату этой вещи собственнику (п. 1.
ст. 227 ГК РФ). Истечение каких-либо сроков в данном случае не влечет
возникновения права собственности у нашедшего.
Однако отказ (уклонение) собственника от принятия утерянной вещи
может быть квалифицирован как отказ от права собственности. В этом случае
приобретение права собственности возможно именно по основанию
приобретения права собственности на вещи, которые собственник оставил с
явной целью отказа от права собственности на них. См. первое основание.
5.3. Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые вещи
в силу давности владения (ст. 234 ГК РФ).
Как таковых, документов, подтверждающих возникновение права
собственности по этому основанию законом не предусмотрено. Решения суда не
требуется.
Однако, часто требуется подтверждение условий приобретения права
собственности по данному основанию (открытое, непрерывное, добросовестное
владение спорным имуществом истцом в течение длительного времени).
Существуют два способа подтверждения права собственности в судебном
порядке.
Первый способ. На практике предъявляются иски о признании права
собственности в силу приобретательной давности (п. 19 постановления
Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики
разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных
прав»). Суд определяет в этом случае, соблюдены ли условия приобретения
права собственности по давности владения. Но в данном случае необходимо
определиться с ответчиком (поскольку производство исковое). Таким
ответчиками могут быть регистрирующие учетные органы, поскольку,
отказывая в учетной регистрации, например, автомобиля, они не признают
права собственности заявителя.
Как представляется, более корректным в данной ситуации одновременно
заявлять требования о признании права собственности и об обжаловании отказа
регистрирующего органа.
Второй способ. Установление в порядке особого производства факта
добросовестного, открытого и непрерывного владения лицом имуществом как
своим собственным в течение установленного срока. Установление именно
этого факта не предусмотрено ст. 218 Арбитражного процессуального кодекса
РФ, но перечень устанавливаемых фактов, имеющих юридическое значение,
является открытым.
В судебной практике окружных судов в большинстве случаев имеет место
признание права собственности по давности владения в исковом производстве,
но применяется и порядок особого производства.
При установлении оснований приобретения права собственности по
давности владения практически значимым вопросом является определение
добросовестности владельца. Добросовестность означает, что владелец не знает
и не может знать о наличии у задавненного имущества собственника. Такой
подход однозначно исключает приобретение права собственности на вещи,
полученные владельцем по договору в пользование и не возвращенные
своевременно собственнику (поскольку собственник здесь всегда известен).
Приобретение права собственности по давности владения
недобросовестным владельцем российским законодательством не
предусмотрен.
Так, однозначно указывается, что наличие задавненного движимого
имущества в реестрах федерального, государственного и муниципального
имущества свидетельствует о том, что у этого имущества есть собственник и,
следовательно, владелец по давности будет недобросовестным, поскольку
должен был знать об этом.
Допускается признание права собственности за владельцем, который не
возвратил вещь по договору в связи с тем, что разыскать арендодателя не
удалось (т.е. в этом случае признается, что собственник имущества неизвестен).

Поделиться ссылкой: