С жалобой на банк гражданин вправе обратиться, например, в Банк России, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, в суд.
Клиент банка (в том числе потенциальный) в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обращаться с жалобойна неправомерные действия (бездействие) банков и их сотрудников в различные органы. Рассмотрим наиболее распространенные случаи обращений в зависимости от органа, в который адресована жалоба.
Обращение в Банк России
В связи с этим спектр случаев, в связи с которыми можно обратиться с жалобой в Банк России, достаточно разнообразен.
К таким случаям относятся, например, следующие (ст. 854 ГК РФ; ч. 23 ст. 5, ст. 6.1-1, ч. 1 ст. 16 Закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ; пп. 6 п. 1, п. п. 10, 11, 13.5 ст. 7Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ; пп. 2 п. 1, п. 7 ст. 189.61 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ; Письмо Росфинмониторинга от 15.05.2020 N 01-01-40/9140; п. 7 Письма Росфинмониторинга от 30.07.2018 N 55):
- установление процентной ставки по договору потребительского кредита выше 1% в день;
- безосновательное списание денежных средств с банковского счета без согласия его владельца;
- отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по подозрению, что такая операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- блокировка расчетных операций по банковскому счету в связи с наличием информации о включении физического лица в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к распространению оружия массового уничтожения;
- отказ в изменении условий ипотечного кредитного договора с целью приостановления исполнения заемщиком своих обязательств либо уменьшения размера платежей по кредиту в связи с трудной жизненной ситуацией;
- отказ банка в течение определенного времени исполнить денежные обязательства перед вкладчиком (владельцем банковского счета), в связи с чем он инициирует отзыв банковской лицензии у кредитной организации, в которой открыт его банковский вклад или счет.
Обращение в Роспотребнадзор
В качестве примеров нарушений со стороны банка (его сотрудников), в связи с которыми может быть подана жалоба в Роспотребнадзор, можно привести, в частности, следующие (ст. 310, п. п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ; Письмо Роспотребнадзора от 25.09.2007 N 0100/9706-07-32; ИнформацияРоспотребнадзора от 21.04.2015):
- навязывание банком дополнительных (“сопутствующих”) платных услуг, в том числе услуг партнеров банка (страхование, СМС-информирование и т.п.);
- предоставление недостоверной (неполной) информации о банковских продуктах, введение клиентов в заблуждение;
- изменение в одностороннем порядке условий договора, если такая возможность не предусмотрена законом или договором.
Обращение в Роскомнадзор
К таким обращениям относятся, например, жалобы на обработку банком или его партнерами персональных данных клиента без получения согласия последнего (п. 18Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017).
Обращение в бюро кредитных историй
Заемщик вправе полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, подав в соответствующее бюро кредитных историй заявление о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю (п. 5 ст. 3, ч. 3 ст. 8 Закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ).
Обращение в суд
В качестве примеров обращения в суд на неправомерные действия банков и их сотрудников можно привести, например, следующие (п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 28-П; Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2018 N 32-КГ18-19; п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017):
- обращение гражданина о признании заключенным договора банковского вклада, если от имени банка выступило неуполномоченное лицо;
- обращение заемщика с заявлением о признании кредитного договора исполненным;
- обращение вкладчика в связи с нарушением банком обязанности по возврату суммы вклада.