Документальное оформление операций по оприходованию и реализации готовой продукции: инструкция

Продолжаем цикл материалов по теме работы с первичными документами. Несколько дней назад мы начали его с поиска ответа на вопрос “Документы из какого приказа – 61н или 52н – применять для отражения фактов хозяйственной жизни?”.

Сегодня поговорим об особенностях документального оформления операций, связанных с поступлением готовой продукции из производства и ее отпуском в реализацию.

Оприходование готовой продукции

В соответствии с положениями стандарта “Запасы” и Инструкции № 157н готовая продукция и биопродукция (далее при совместном упоминании – готовая продукция) учитываются в составе НФА на счете 105 07 “Материальные запасы”. А вот обязательной к применению унифицированной формы первичного документа для отражения операций по оприходованию готовой продукции не установлено – ни Приказ № 52н, ни Приказ № 61н не позволяют однозначно определить первичный учетный документ, который следует применить для указанных операций.

Ранее в Инструкциях № 174н и 183н содержалась норма о применении для этих целей Требования-накладной (ф. 0504204). Однако в прошлом году упоминание практически всех первичных документов из Инструкций по учету было исключено.

В связи с тем, что Требование-накладная (ф. 0510451) из Приказа № 61н, как и ее аналог по форме 0504204 из Приказа № 52н, используются в том числе для оформления движения НФА внутри организации, а также учитывая практику применения Требования-накладной согласно прежним редакциям Инструкций по учету, считаем возможным использовать форму 0510451 для оформления операций по оприходованию готовой продукции из производства. Соответствующие положения рекомендуем закрепить в рамках формирования учетной политики.

Но надо заметить, это не единственная форма, которую можно использовать для операций по оприходованию готовой продукции. Какой выбор есть у бухгалтера, и какие еще положения целесообразно включить в учетную политику, смотрите здесь.

Реализация готовой продукции и товаров

Унифицированные формы электронных первичных документов, предназначенные для оформления операций с материальными запасами, закреплены в Приказе № 61н. При этом имеется ряд особенностей:

  1. Накладная на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458) не применяется для оформления отпуска готовой продукции и товаров учреждением-отправителем сторонним контрагентам, в том числе при реализации;
  2. Акт о списании материальных запасов (ф. 0510460) не используется для оформления списания / выбытия материальных запасов при продаже / реализации;
  3. Требование-накладная (ф. 0510451) из Приказа № 61н, как и ее аналог по форме 0504204 из Приказа № 52н используется в том числе для оформления движения НФА внутри организации между структурными подразделениями и / или ответственными лицами и не используется для отражения их выбытия из учреждения.

Приказ № 61н не устанавливает обязательную для применения унифицированную форму первичного документа для отражения реализации готовой продукции и товаров. Это позволяет учреждению применять для этих целей иной первичный документ; главное, чтобы в нем были все обязательные реквизиты. Форму такого документа и порядок работы с ним нужно закрепить в учетной политике.

Определяясь с выбором формы, обратите внимание на несколько важных моментов.

И последнее: не забывайте, что для начисления доходов от реализации готовой продукции и товаров используются Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (ф. 0510432) и Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431). Подробнее о заполнении этих документов – в специальных разделах Путеводителя по формам первичных документов.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *