Как составить претензию к исполнителю о ненадлежащем исполнении договора возмездного оказания услуг

Составьте письменную претензию. Это повысит вероятность урегулировать спор с исполнителем без обращения в суд. Кроме того, она будет доказательством соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, если исполнитель не выполнит ваши требования добровольно.

Проверьте, чтобы в ней были правильно указаны реквизиты, адрес контрагента. Если документ будет направлен не тому лицу, доказать соблюдение претензионного порядка вам будет сложно.

В тексте претензии главное – четко сформулировать свои требования, указать обстоятельства, на которых они основаны, и документально их подтвердить.

  1. Как оформить претензию

Оформите претензию в письменном виде, так как только в этом случае вы сможете доказать, что соблюден претензионный порядок. Это необходимо, если вы требуете с исполнителя денежные средства, например неустойку или расходы на устранение недостатков. Оформление претензии в письменном виде может также свидетельствовать о серьезности ваших намерений разрешить спор.

Кроме того, вы должны соблюсти досудебный порядок, если он установлен договором либо федеральным законом (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Досудебный порядок урегулирования спора будет соблюден, если претензию направить, в частности:

  • по адресу, указанному в договоре (п. 4 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020);
  • по адресу электронной почты, когда такой порядок явно и недвусмысленно установлен в договоре (п. 5 названного Обзора).

Если у вас есть фирменный бланк, составьте претензию на нем.

Подписать претензию должен руководитель или уполномоченный представитель вашей организации, например действующий на основании доверенности.

Обратите внимание! Претензию не требуется направлять в целях соблюдения обязательного досудебного порядка, если сторонами принят иной (непретензионный) досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ч. 5 ст. 4 АПК РФ, только тогда, когда договором установлен порядок досудебного урегулирования спора путем проведения соответствующей примирительной процедуры (п. 12 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).

Направлять претензию ценным письмом с описью вложения обязательно, только если это предусмотрено законом или договором (п. 9 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).

  1. Какие сведения указать в претензии

Текст претензии можно условно разделить на следующие части:

  • шапка – в ней указываются основные реквизиты претензии и данные о сторонах договора;
  • название претензии – ваше требование, например “претензия о возмещении расходов на устранение недостатков оказанных услуг”;
  • описательная часть – основные фактические обстоятельства, которые послужили причиной для обращения с претензией;
  • требования к контрагенту;
  • список приложений к претензии;
  • подпись руководителя или уполномоченного представителя вашей организации, расшифровка подписи.

2.1. Какие сведения указать в шапке

Укажите:

  • реквизиты претензии – дату составления и исходящий номер;
  • данные о вашей организации-заказчике – организационно-правовую форму, наименование, ОГРН, ИНН, КПП, адрес места нахождения, контактный номер телефона, электронную почту;
  • данные об исполнителе – организационно-правовую форму, наименование, ОГРН, ИНН, адрес места нахождения (для юрлица); Ф.И.О., ОГРНИП, ИНН, адрес места жительства (для ИП); Ф.И.О., адрес места жительства или пребывания исполнителя-гражданина. Также укажите номер телефона, электронную почту.

Важно правильно определить лицо, которому претензия будет направлена, так как именно его нужно будет указать в качестве ответчика в исковом заявлении. Иначе претензионный порядок не будет соблюден и суд не будет рассматривать иск (п. 5 ч. 1 ст. 129, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

Учтите, что в договоре может быть указан адрес, по которому нужно направлять конкретно претензии или любые юридически значимые сообщения по договору. В этом случае укажите в претензии этот адрес и отправьте ее по нему. Направление претензии по иному адресу не считается надлежащим, если только вы не знали или не должны были знать, что адрес в договоре недостоверный (п. 64 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).

2.2. Какие сведения указать в описательной части претензии

В описательной части претензии укажите все важные по существу ситуации обстоятельства:

  • реквизиты договора об оказании услуг – название, номер, дату заключения;
  • какие услуги должен был оказать исполнитель, со ссылкой на пункты договора, – перечень (вид), объем, место оказания услуг (при необходимости), объект, на который было направлено оказание услуг (при необходимости). Если в соответствии с договором исполнитель был обязан совершить определенные действия, опишите их. Если оказание услуг предполагало получение определенного результата, укажите его в претензии;
  • в чем выражается ненадлежащее оказание услуг. Если исполнитель не совершил определенные действия, укажите, какие именно. Если оказаны услуги ненадлежащего качества, укажите, в чем это выразилось. Чем полнее вы укажете обстоятельства, тем выше шанс удовлетворения вашей претензии без суда. Если исполнитель не выполнит ваши требования добровольно, претензию можно использовать как основу для составления иска;
  • положения договора или закона, которые нарушил исполнитель. Это может быть, например, пункт договора, которым установлен срок для передачи вам отчета об оценке рыночной стоимости здания, или нормативный акт, которым установлены требования к качеству услуг.

2.3. Что указать в требованиях к контрагенту

Укажите следующую информацию:

  • требование к исполнителю. Рекомендуем указать именно те требования, с которыми в случае их неудовлетворения в добровольном порядке вы планируете обратиться в суд. В противном случае суд может посчитать претензионный порядок несоблюденным;
  • срок исполнения ваших требований;
  • последствия отказа в добровольном удовлетворении требований – необходимость обращения в суд за защитой нарушенных прав.

Обратите внимание! Если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней (ч. 5 ст. 4 АПК РФ) или в срок, установленный договором, это приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30-й день либо в последний день срока, предусмотренного договором. С момента направления претензии до получения отказа в ее удовлетворении течение срока исковой давности приостанавливается (п. 14 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).

Арбитражный суд возвратит исковое заявление на основании п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, если ко дню обращения в суд не истек установленный законом или договором срок досудебного порядка урегулирования спора и отсутствует ответ на претензию (п. 8 названного Обзора).

  1. Какие документы приложить к претензии

Приложите к претензии:

  • документы, которые подтверждают ваше право предъявить требование к исполнителю, например акт об оказании услуг, в котором стороны указали недостатки услуг;
  • копию договора о возмездном оказании услуг;
  • документы об оплате услуг (при наличии);
  • расчет неустойки (при необходимости);
  • расчет убытков (при необходимости);
  • копию документа, подтверждающего полномочия подписавшего ее лица, например копию доверенности вашего представителя.

Источник: www.consultant.ru

Поделиться ссылкой: