Коммерческий подкуп

В случае если взятка используется для незаконного получения выгод и преференций от должностных лиц государственных и муниципальных органов, иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций (ст. 290, 291.1 УК РФ), то для склонения на свою сторону представителей коммерческих структур преступники применяют такой незаконный инструмент, как коммерческий подкуп, уголовная ответственность за совершение которого установлена ст. 204 УК РФ.

Коммерческий подкуп представляет собой незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (например, члену совета директоров, руководителю, заместителю руководителя или начальнику отдела или иного структурного подразделения), за совершение в интересах дающего или иных лиц действий (бездействия), входящих в служебные полномочия такого лица, либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

Например, главный бухгалтер организации, наделенный в силу трудового договора и должностной инструкции полномочиями по подписанию универсальных передаточных документов, актов об оказанных услугах и иных первичных бухгалтерских документов, может быть субъектом преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, так же, как и специалист отдела материально-технического снабжения с аналогичными полномочиями.

Для привлечения к уголовной ответственности по рассматриваемой статье значение имеет не наименование должности коррупционера в организации, а наличие у него административно-хозяйственных полномочий, позволяющих ему принимать управленческие или иные распорядительные решения, участвовать в их принятии или оказывать влияние на лиц, к компетенции которых отнесено принятие таких решений (кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.21 по делу № 77-85/2021). Диспозицией ст. 204 УК РФ охватываются как сами незаконные действия (бездействие) коррупционера, так и его способствование достижению неправомерного результата.

Например, один коррупционер работал в организации в отделе закупок, и в его должностные обязанности входили контроль сроков и качества исполнения договоров, контроль поступления материалов на склад, их движение со склада в цеха и их эффективное использование. При заключении договоров сотрудник должен был проверять надежность контрагентов исходя из их статуса, имущественного положения и деловой репутации, добиваться согласования максимально выгодных условий, своевременного и надлежащего выполнения договорных обязательств, а также сообщать обо всех фактах нарушений, включая образование дебиторской задолженности, руководству.

Коррупционер с целью личного обогащения и вопреки интересам своего работодателя обеспечил заключение контракта с поставщиком, который его подкупил. В ходе рассмотрения уголовного дела коррупционер ссылался на то, что выбор поставщика не замыкался на нем одном и требовал согласования с иными должностными лицами организации. Между тем суд этот довод не принял, поскольку он как исполнитель мог влиять на процедуру отбора контрагента и его предложение в качестве основного поставщика (приговор Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 13.01.21 по делу № 1-6/2021).

Действия (бездействие) коррупционера в интересах лица, дающего ему коммерческий подкуп, могут быть различными в зависимости от его должности и роли, выполняемой в коммерческой организации, характера и объема полномочий, которыми он наделен. Это можно увидеть на следующих примерах из судебной практики:

– способствование в заключении договоров поставки, подряда и иных гражданско-правовых договоров с определенным контрагентом с игнорированием других, в том числе более выгодных коммерческих предложений от иных участников рынка (апелляционное определение Суда Ненецкого автономного округа от 02.11.20 по делу № 22-109/2020);

– содействие в скорейшем получении оплаты, приоритетное рассмотрение заявок на отгрузку готовой продукции (приговор Богородицкого районного суда Тульской области от 20.07.21 № 1-125/2021);

– организация ускоренной и беспрепятственной приемки без возражений результатов работ или услуг по заключенным договорам, в том числе когда такие результаты не отвечают требованиям качества, безопасности и иным обычно предъявляемым требованиям (приговор Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 28.04.21 по делу № 1-120/2021);

– подписание актов выполненных работ, справок и иных документов по приемке от подрядчика скрытых работ, а также иные подобного рода действия, направленные на увеличение перед ним размера задолженности организации, в которой работает коррупционер (приговор Московского районного суда г. Чебоксары от 21.01.21 по делу № 1-34/2021);

– подготовка закупочной документации под конкретного участника (приговор Ленинского районного суда г. Ярославля от 18.01.21 по делу № 1-5/2021);

– выдача водительского удостоверения без фактического прохождения обучения и сдачи квалификационного экзамена (приговор Октябрьского районного суда г. Архангельска от 15.03.21 по делу № 1-14/2021);

– незаконная выдача подписанного акта установки системы пожарной безопасности без фактического выполнения соответствующих работ (приговор Ленинского районного суда г. Грозного от 01.12.20 № 1-141/2020);

– подключение к газопроводу и списание образовавшейся задолженности за коммунальные услуги (приговор Магасского районного суда Республики Ингушетия от 27.01.21 № 1-67/2021);

– размещение торгового павильона или предоставление торгового места с обеспечением условий беспрепятственной торговли на территории ярмарки или рынка (апелляционное постановление Краснодарского краевого суда от 26.05.21 по делу № 22-3231/2021);

– непредставление заявок и документов для участия в аукционе с целью обеспечения победы иным участникам (приговор Бежицкого районного суда г. Брянска от 11.11.20 по делу № 1-401/2020) и др.

Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав, в том числе когда по указанию подкупаемого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу.

Такую незаконную схему коррупционеры используют для того, чтобы дистанцироваться от совершаемого преступления и снизить для себя риск их изобличения и привлечения к уголовной ответственности. Наличные и безналичные деньги являются самым популярным способом совершения коммерческого подкупа, поскольку деньги как универсальное платежное средство наиболее востребованы среди граждан, активно использующих различные преступные схемы для личной наживы (приговор Малокарачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.07.20 по делу № 1-79/2020).

Уголовная ответственность в соответствии со ст. 204 – 204.2 УК РФ предусмотрена законом за совершение коммерческого подкупа, за получение незаконного вознаграждения или иного имущества в качестве предмета подкупа, а также за посредничество в коммерческом подкупе, заключающееся в непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) в значительном размере по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа.

Типичным примером коммерческого подкупа является налаживание поставщиками продукции отношений с руководителем отдела снабжения или закупок крупной строительной организации, чтобы за обусловленное вознаграждение получить выгодные контракты и получать прибыль. Если при прочих равных условиях поставщик конкурировал с добросовестными участниками гражданского оборота, готовыми предложить свои услуги, то в такой ситуации он получает незаконные преференции за счет подкупа сотрудника организации-покупателя, а последний с целью личного обогащения действует вопреки интересам своего работодателя, причиняя тем самым вред его имущественным правам.

Процесс закупки товарно-материальных ценностей в организации построен, как правило, таким образом, что руководитель отдела снабжения или иного подобного подразделения с соответствующими функциями может оказывать влияние на процесс выбора поставщика, в том числе на этапах преддоговорной работы, формирования заявок, заключения контракта.

Например, в одном уголовном деле осужденный вопреки интересам организации, в которой он работал, в качестве поставщиков отбирал посредников, предлагавших менее выгодные условия, чем иные потенциальные партнеры, в частности, из-за его действий было отвергнуто предложение со стороны официального производителя закупаемой продукции.

Коррупционер в качестве довода о своей невиновности указывал на то, что он формально не был ознакомлен под роспись с локальными актами, регламентирующими процесс проведения закупок и отбора поставщиков. Суд с таким подходом не согласился, указав на то, что подсудимый не мог не осознавать, что он отстаивает не интересы организации, а содействует интересам иных лиц, получая за это незаконное денежное вознаграждение.

Кроме того, суд обратил внимание на то, что состав преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, является формальным, диспозиция этой статьи не требует наступления конкретных общественно-опасных последствий. Соответственно, для привлечения к уголовной ответственности по этой статье коррупционера достаточно одного только факта выявления преступления, что и было сделано в рассматриваемом случае (кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.21 № 77-605/2021).

Санкция за указанные преступления предусматривает такие виды наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Размер наказания варьируется в зависимости от того, имеются ли отягчающие обстоятельства – значительный, крупный или особо крупный размер подкупа (более 25 000 руб., более 150 000 руб. или более 1 000 000 руб. соответственно согласно прим. к ст. 204 УК РФ), совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, подкуп за заведомо незаконные действия (бездействие) либо если совершение преступления сопряжено с вымогательством предмета подкупа.

На практике подсудимые, которым предъявлено обвинение в коммерческом подкупе, с целью смягчения уголовной ответственности ссылаются на то, что сумма подкупа не являлась значительной, крупной или особо крупной, если вторую часть денежных средств или иного имущества они не успели передать или, наоборот, получить в связи с их задержанием сотрудниками органов правопорядка.

Между тем получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе считается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. По смыслу уголовного закона суд должен исходить из общего размера предмета коммерческого подкупа независимо от того, какая его часть непосредственно получена виновным (приговор Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 10.06.21 № 1-107/2021).

В одном уголовном деле подсудимый не отрицал факта совершения преступления, соглашался с установленными по делу фактическими обстоятельствами, но утверждал, что сумма подкупа составила не 600 000 руб., а лишь 50 000 руб., которые он фактически передал.

Между тем эта линия защиты, которой придерживался подсудимый, не соответствовала совокупности собранных по делу доказательств, поскольку из содержания свидетельских показаний, расписки и результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий следовало, что сумма подкупа была именно 600 000 руб., из них 50 000 руб. составляли самый первый транш, а остальную сумму подсудимый планировал передать в рассрочку в течение трех лет (приговор Железнодорожного районного суда г. Пензы от 15.04.21 по делу № 1-61/2021).

Менее суровую ответственность ст. 204.2 УК РФ устанавливает за мелкий коммерческий подкуп, сумма которого не превышает 10 000 руб., если только нарушитель не имеет судимости за ранее совершенный коммерческий подкуп или посредничество в нем. Во втором случае помимо штрафа, обязательных или исправительных работ, а также ограничения свободы преступник может быть также приговорен к лишению свободы.

В отдельные составы преступлений закон выделяет подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, который осуществляется для получения выгодных контрактов и доступа к бюджетным деньгам, а также устранения конкурентов (ст. 200.5 УК РФ), подкуп арбитра (третейского судьи) (ст. 200.7 УК РФ), а также подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ).

Закон предусматривает возможность освобождения от наказания за совершение или получение коммерческого подкупа, включая мелкий коммерческий подкуп, а также посредничество в коммерческом подкупе и подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

Такая возможность предусмотрена в случае, если преступник активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа, либо он добровольно сообщил о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (прим. 2 к ст. 200.5 УК РФ, прим. 2 к ст. 200.7, прим. 2 к ст. 204, прим. к ст. 204.1 и прим. к ст. 204.2 УК РФ).

Например, в одном уголовном деле подсудимая в своих явках с повинной добровольно сообщила в правоохранительные органы о совершенных ею преступлениях и указала информацию, соответствующую фактическим обстоятельствам дела. Протоколы явок с повинной подсудимой при этом были составлены до возбуждения уголовных дел, явки с повинной указаны органом следствия в обвинительном заключении в качестве обстоятельств, смягчающих наказание.

Представленные подсудимой сведения наряду с ее последовательными признательными показаниями облегчили следственным органам реализацию процедуры ее уголовного преследования, что указывает на деятельное активное способствование в расследовании уголовного дела. Учитывая наличие ряда смягчающих наказание обстоятельств при отсутствии отягчающих обстоятельств, суд, принимая во внимание состояние здоровья подсудимой, учитывая закрепленный в ст. 7 УК РФ принцип гуманизма, счел, что ее исправление возможно без изоляции от общества и применил в отношении нее положения ст. 73 УК РФ об условном осуждении.

Суд также счел возможным не назначать подсудимой дополнительные наказания в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренные санкцией ч. 7 ст. 204 УК РФ в качестве необязательных видов наказаний, приговорив ее в итоге к 5,6 годам лишения свободы условно (приговор Пролетарского районного суда г. Саранска от 13.05.21 по делу № 1-107/2021).

Источник: бухгалтерский учет

Поделиться ссылкой: