Что меняется в налоговом администрировании с 2024 года

Федеральный закон №389-ФЗ от 31.07.2023 внес множество поправок в НК РФ, среди которые есть те, которые мы могли бы назвать организационными. Они касаются истребования документов, решений по итогам налоговых проверок, обжалования решений ИФНС и т.п.

Поправками, которые внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом №389-ФЗ от 31.07.2023, скорректирован ряд вопросов по взаимодействию организаций с налоговой.

Уточнены детали истребования документов у должников

Теперь у налоговиков больше прав в части истребования информации об имуществе, имущественных правах и обязательствах.

Согласно новой редакции п.п. 2.1, 3 ст. 93.1 НК РФ, если налоговой инспекцией принято решение о принудительном взыскании недоимки, превышающей 1 млн руб., в порядке ст. 46 НК РФ руководитель ИФНС вправе истребовать у организации информацию о ее имуществе, имущественных правах и обязательствах . Перечень типов и видов информации утвержден ФНС России.

От нормы, действующей ранее, отличий немного. Раньше правом истребовать информацию об имуществе должника обладало должностное лицо ИФНС, принявшее решение о принудительном взыскании. Теперь же такое право есть у лица, осуществляющего взыскание.

В новой редакции НК РФ уточняется, что требование о предоставлении информации об имуществе, должностное лицо ИФНС направляет напрямую в организацию, минуя ИФНС по месту учета.

Если руководитель организации задолжавшей ФНС, не представит указанную информацию в установленный срок, она может быть истребована у иных лиц, обладающих подобной информацией.

Обеспечительные меры могут быть частичными

Новой редакцией п.п. 11, 12.1 ст. 101 НК РФ установлена возможность как полной, так и частичной замены обеспечительных мер, принятых в отношении налогового должника. В случае частичной замены обеспечительных мер они отменяются в замененной части.

Если должник погасит долг частично, обеспечительные меры снимаются только на сумму и, или в части уплаченной недоимки.

Порядок обжалования и приостановления актов налоговых органов

Новая редакция п.п. 2, 5 ст. 138 НК РФ устанавливает, что исковое заявление имущественного характера, предъявленное компании после вынесенного ИФНС решения, может быть подано в суд только после обжалования со стороны компании решения в вышестоящий налоговый орган – УФНС.

То есть, теперь для требований имущественного характера по налоговым спорам, установлены такие же сроки, как для административного обжалования.

Важно отметить еще одно новшество: можно приостановить исполнение решения ИФНС в связи с предоставлением банковской гарантии. Причем, разрешена частичная приостановка.

Параллельно с этим, появились четкие требования, которым должна соответствовать банковская гарантия, описан порядок взаимодействия между налоговым органами и банком, выдавшим гарантию, уточнены основания для отказа в приостановлении исполнения решения налоговой.

Упрощен порядок рассмотрения жалоб

Упрощенный порядок рассмотрения жалоб на действия либо бездействие руководства ИФНС и выставленные акты введен для электронных жалоб (ст. 140.1 НК РФ).

Теперь в упрощенном порядке могут быть рассмотрены:

  • Жалобы, поданные в электронной форме, за исключением жалоб на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок (ст. 101 НК РФ).
  • Жалобы (возражения) на решения о привлечении либо отказе в привлечении к ответственности вне связи с проверками (ст. 101.4 НК РФ).

Но, в тексте жалобы должна быть вписана просьба, рассмотреть ее в упрощенном порядке. В таком случае она будет рассмотрена в течение 7 дней той же налоговой, на которую поступила жалоба. По ИФНС может:

  • отменить свой акт,
  • признать незаконными действия (бездействие) своего должностного лица,
  • направить жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения.

Оставить такую жалобу без удовлетворения и вынести на эту решение ИФНС не вправе.

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *