Целевые субсидии: кого и за что оштрафуют ревизоры?

Правовым основанием получения субсидий из бюджета является соглашение. Однако положениями Бюджетного кодекса не установлено требования об утверждении единой формы соглашения о предоставлении субсидий, в том числе предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ, в связи с чем на уровне разных публично-правовых образований содержание соответствующих соглашений различаются. При этом ревизоры пытаются квалифицировать в качестве нарушения условий предоставления субсидий несоблюдение учреждением любого из условий соглашения. Вместе с тем, правовые последствия нарушения тех или иных договоренностей, зафиксированных сторонами в соглашении, различны.

Дело в том, что положения бюджетного законодательства РФ различают понятия “условия предоставления субсидии” и “условия использования субсидии” как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.

Так, за нарушение условий предоставления субсидий для их получателей, помимо обязанности по возврату средств в бюджет, предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.5 КоАП РФ. Поэтому не случайно условия предоставления субсидий фиксируются в соответствующем разделе соглашения (Приказ Минфина России от 2 сентября 2022 г. № 135н). А оштрафовать за нарушение условий предоставления субсидии могут как учреждение, так и его должностное лицо, причем одновременно – назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 2.1 КоАП РФ.

А вот правовые последствия нарушения условий использования субсидий различаются в зависимости от того, какие именно условия использования средств нарушены:

Виды нарушений условий использования средств субсидии Административная ответственность (КоАП РФ) Гражданско-правовая ответственность
Недостижение определенных результатов хозяйственной деятельности Не предусмотрена Штрафные санкции определяются в соответствии с порядком предоставления субсидии и соглашением
Несоблюдение принципов эффективности использования полученных из бюджета средств Не предусмотрена Может быть определена порядком предоставления субсидии и/или соглашением
Несоблюдение целевого характера использования полученных из бюджета средств Ст. 15.14 КоАП РФ Возврат субсидии либо части субсидии, использованной с нарушением целей ее предоставления

Несмотря на то, что Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утв. Федеральным казначейством 19 декабря 2017 г., содержит прямое указание об отсутствии административной ответственности за недостижение значений показателей результативности использования субсидии, ревизоры все же привлекли учреждение к ответственности по ст. 15.15.5 КоАП РФ. В качестве нарушения условий предоставления субсидии было квалифицировано невыполнение к установленному сроку всего комплекса работ, предусмотренных предусмотренный техзаданием и ПСД. Поводом для штрафа, с точки зрения ревизоров, являлось несоблюдение условия соглашения – субсидия предоставлялась на осуществление капитальных вложений в объекты капстроительства, а соглашением определено, что показателем результативности использования субсидии является стопроцентная техническая готовность объекта к установленному сроку.

Учреждение не оспаривало доводы ревизоров о недостижении показателя результативности, но при этом не согласилось с квалификацией состава административного правонарушения по ст. 15.15.5 КоАП РФ, настаивая на том, что достижение показателей результативности не является условием предоставления субсидий. Суд согласился с доводами учреждения и указал должностным лицам органа финконтроля на то, что учреждением были нарушены условия использования, а не предоставления субсидии.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *