Особенности при сотрудничестве с ИП – гражданином Белоруссии

Ситуация: установлены ли ограничения или особенности при заключении договора оказания услуг с индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в РФ, но являющимся гражданином Республики Белоруссия?

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (за исключением некоторых случаев). Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).

Обратите внимание

В том числе иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 Закона № 115‑ФЗ).

В соответствии со ст. 1201 ГК РФ право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Обратите внимание

При этом законодательство не содержит запретов на осуществление иностранцами предпринимательской деятельности и прямо допускает возможность их регистрации в качестве ИП (при условии наличия у иностранца разрешения на временное проживание или вида на жительство в РФ, см., например, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 13 Закона № 115‑ФЗ, подп. «е» п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Иначе говоря, иностранный гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом, поскольку данный правовой статус полностью определяется законодательством РФ, практическое взаимодействие с предпринимателями-иностранцами почти не имеет отличий от взаимодействия с предпринимателями-россиянами.

Обратите внимание

По сути, единственный момент, который необходимо отметить, это специфический статус иностранца в рамках валютного законодательства.

Дело в том, что согласно подп. «а» п. 6 части 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173‑ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» применительно к физическим лицам резидентами признаются граждане РФ, а также постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.

Указанный документ подтверждает право иностранца на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд и выезд из страны (п. 1 ст. 2 Закона № 115‑ФЗ). А иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в РФ на основании вида на жительство, являются нерезидентами (подп. «а» п. 7 части 1 ст. 1 Закона № 173‑ФЗ).

Обратите внимание

Таким образом, для иностранца (в том числе и ИП) именно наличие или отсутствие данного документа и будет являться определяющим при установлении его валютного статуса. Валютные операции (а к таковым отнесено, в частности, использование рублей в качестве платежного средства в расчетах между резидентами и нерезидентами, подп. «б» п. 9 части 1 ст. 1 Закона № 173‑ФЗ) по общему правилу должны осуществляться через счета в уполномоченных банках (ст. 13, ч. 2 ст. 14 Закона № 173‑ФЗ). Отдельные исключения предусмотрены ст. 14 Закона № 173‑ФЗ, однако расчеты в рамках предпринимательской деятельности к ним не отнесены. Фактически это означает запрет на расчеты с контрагентом-иностранцем, не имеющим вида на жительство в РФ, наличными рублями.

Нарушение этого требования является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ (допускает наложение административного штрафа в размере от 20 до 40% суммы незаконной валютной операции).

Республика Белоруссия не отнесена к числу недружественных государств3, поэтому санкционные ограничения4 не распространяются на взаимоотношения с контрагентом – ​гражданином РБ.

Каких-либо особенностей в части оформления договора об оказании услуг с гражданином Белоруссии действующее законодательство не предусматривает.

Самозанятыми в России могут быть иностранные граждане, включая граждан Республики Беларусь. То есть они могут уплачивать налог на профессиональный доход.

Но для регистрации как плательщика НПД они должны уже состоять на учете в налоговой инспекции. Так, физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах РФ по месту жительства, по месту принадлежащего им имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (ст. 83 НК РФ).

Для постановки на учет в ИФНС иностранный гражданин должен подать заявление и предоставить документ, удостоверяющий его личность, а также документ, подтверждающий его право проживания (пребывания) на территории России.

Заявление можно подать в любой налоговый орган, осуществляющий взаимодействие с физическими лицами, лично или по почте заказным письмом с приложением всех заверенных документов. Так разъяснила ФНС России в письме от 08.06.2023 № КВ-3-14/7598@.

Как оформить документы при приеме на работу белоруса?

Российская организация хотела бы заключить трудовой договор с гражданином Белоруссии, который временно проживает в стране. Как правильно составить трудовой договор с ним?

Принимая на работу гражданина Республики Беларусь, оформлять их на работу нужно так же, как и российских граждан. В отношении граждан Республики Беларусь не применяется действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Они имеют равные с гражданами России права, касающиеся, например, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда, других аспектов трудовых отношений, получения медицинской помощи и иных социальных гарантий.

При приеме на работу граждан Белоруссии в их трудовом договоре должна содержаться та же информация и условия, которые предусматриваются при заключении трудового договора с гражданами РФ.

Об этом Роструд напомнил на своем портале Онлайнинспекция.рф.

Принимаем на работу экс-госслужащего из Белоруссии

Если принимаем в Санкт-Петербурге на работу нерезидента (из Белоруссии), и он бывший госслужащий у себя в стране, надо ли уведомлять его предыдущего работодателя?

Прием на работу бывших госслужащих несколько сложнее, чем трудоустройство других сотрудников. Так, при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной службы, компания обязана уведомлять бывшего работодателя по последнему месту службы специалиста (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).

Обратите внимание

Прием на работу бывшего чиновника (государственного или муниципального служащего) имеет свои особенности. В этом случае нужно руководствоваться нормами не только ТК РФ, но и иных нормативных правовых актов. В частности, Федеральным законом от 25.12.2008 № ­273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).

При этом нужно помнить следующее: указанные условия распространяются не на всех госслужащих, а только на тех, чьи должности входят в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ; уведомлять бывшего работодателя по последнему месту службы необходимо только в течение двух лет после увольнения сотрудника с государственной службы.

Если работник устраивается в компанию после истечения указанного 2-летнего периода, уведомление не требуется; уведомление о заключении трудового договора необходимо направить в десятидневный срок с даты его заключения.

Кроме того, сами сотрудники, замещавшие должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения со службы обязаны сообщать новому работодателю сведения о последнем месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ).

Обратите внимание

Ключевым является условие о замещении ранее должности, предусмотренной специальным перечнем должностей бывших госслужащих, которым будут руководствоваться стороны при трудоустройстве.

Так, Президент РФ установил, что все указанные требования распространяются на граждан Российской Федерации, замещавших должности государственной службы, включенные в определенные перечни (Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Кроме того, сами должности также относятся к государственным органам и организациям РФ. Например, заместитель Министра внутренних дел РФ, руководители (начальники) подразделений центрального аппарата МЧС России и пр. (подп. «а» п. 1, абз. 2 подп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557 ).

В законе четко указано, что перечни должностей утверждаются нормативными правовыми актами РФ. Следовательно, должности государственной службы иностранных государств не могут входить в эти списки.

Обратите внимание

Таким образом, компания не обязана уведомлять бывшего работодателя из Белоруссии, на службе у которого состоял сотрудник, принимаемый на работу в РФ. Однако организация вправе по собственной инициативе направить сообщение по последнему месту службы специалиста, если у нее имеется необходимая информация о бывшем работодателе.

«Категорические» чиновники

Согласно ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона № 273-ФЗ бывших чиновников условно можно разделить на три категории:

  • государственные и муниципальные служащие, замещавшие должности, не включенные в специальные перечни2. У них нет никаких обязательств ни перед новым работодателем, ни перед работодателем по последнему месту службы. У нового работодателя в этом случае так же отсутствуют обязательства перед работодателем по последнему месту службы чиновника;
  • чиновники, замещавшие должности, включенные в специальные перечни, однако в их должностные обязанности не входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую они трудоустраиваются. Такие сотрудники имеют обязательства перед новым работодателем, но не имеют обязательств перед работодателем по последнему месту службы. Соответственно у нового работодателя при приеме их на работу возникают ­обязательства перед работодателем по последнему месту службы;
  • чиновники, замещавшие должности, включенные в специальные перечни, и в их должностные обязанности входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую они трудоустраиваются. Они имеют обязательства как перед новым работодателем, так и перед работодателем по последнему месту службы. Новый работодатель в этом случае также имеет ­обязательства перед работодателем по последнему месту ­службы.

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *