Как подать жалобу в государственную инспекцию труда?

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ).

В субъектах Российской Федерации государственный надзор в сфере труда осуществляют государственные инспекции труда (п. 2 Положения о государственном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

В целях защиты трудовых прав вы можете подать письменное обращение (жалобу) или обращение в виде электронного документа в государственную инспекцию труда. Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Составьте обращение (жалобу)

В жалобе должны быть указаны (ст. 7 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ):

  • наименование государственной инспекции труда;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя;
  • почтовый (электронный) адрес, по которому должен быть направлен ответ (уведомление о переадресации обращения);
  • суть жалобы (указывается событие или предполагаемые нарушения трудовых прав), наименование работодателя, место его нахождения;
  • личная подпись заявителя;
  • дата.

Имейте в виду, что если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ).

Шаг 2. Подайте жалобу в государственную инспекцию труда

Подать жалобу можно как лично, так и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В первом случае сотрудник инспекции труда, принявший жалобу, обязан поставить число и подпись на втором экземпляре, который останется у заявителя. Если жалоба отправлена по почте, у заявителя будет уведомление о дате доставки жалобы в инспекцию труда. В случае необходимости в подтверждение своих доводов приложите к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Также жалобу можно подать в форме электронного документа. Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме (ч. 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).

Работник вправе просить проведения конфиденциальной проверки. Это означает, что при проведении проверки работодателю не будет сообщено имя работника, который в таком случае может избежать преследования со стороны работодателя (ст. 358 ТК РФ).

Шаг 3. Получите ответ на жалобу

Письменное обращение подлежит регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственную инспекцию труда (ч. 2 ст. 8 Закона N 59-ФЗ).

Обращения (заявления и жалобы) рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).

При необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом заявитель должен быть поставлен в известность о продлении сроков рассмотрения заявления (жалобы) (ч. 2 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственной инспекции труда, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (ч. 3 ст. 8 Закона N 59-ФЗ).

На основании жалобы государственная инспекция труда обязана провести проверку (пп. “б” п. 10 Положения). Во время проверки инспектор устанавливает факты нарушения трудовых прав работника, указанные в жалобе, либо их отсутствие.

По результатам проверки составляется акт (п. 14 Положения). При подтверждении фактов нарушения трудовых прав руководителю организации-работодателя выдается предписание об устранении выявленных нарушений (ст. 357 ТК РФ).

В случае неисполнения работодателем в срок предписания по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и других выплат в рамках трудовых отношений инспекция принимает решение о принудительном исполнении данной обязанности работодателя, которое является исполнительным документом.

Такое решение принимается не позднее месяца после истечения срока исполнения предписания или не позднее месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным данного предписания, если оно было обжаловано в суд.

Если решение о принудительном взыскании не исполнено работодателем и истек срок его обжалования, экземпляр решения направляется на исполнение в службу судебных приставов (ст. 360.1 ТК РФ; ст. ст. 6.1, 6.5 Закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ; п. 5.1 ч. 1 ст. 12 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ; п. 119.1 Административного регламента, утв. Приказом Роструда от 13.06.2019 N 160).

Заявителю жалобы дается мотивированный ответ по существу поставленных в обращении (жалобе) вопросов, в котором указывается, какие факты нарушений трудовых прав подтвердились в ходе рассмотрения обращения (жалобы) и проведения проверки у работодателя, какие меры инспекторского реагирования были приняты к работодателю (выдано предписание, возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение законодательства о труде), разъясняется порядок дальнейших действий для восстановления нарушенных прав или оспариваемых интересов, если в соответствии с полномочиями государственной инспекции труда разрешить поставленные в жалобе вопросы не представилось возможным (п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).

В случае несогласия с полученным ответом заявитель имеет право подать жалобу руководителю территориальной инспекции труда (ст. 361 ТК РФ; абз. 2 п. 153 Административного регламента).

Заявитель, права которого нарушены действиями (бездействием) трудового инспектора, вправе также обратиться с заявлением в суд (ст. 361 ТК РФ).

Источник: www.consultant.ru

Поделиться ссылкой: