Операции с цифровыми финансовыми активами

Федеральный закон от 14.07.22 № 324-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс РФ, законодательно урегулировав вопросы, касающиеся налогообложения утилитарного цифрового права и владельцев цифровых финансовых активов.

С 1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.20 № 259-ФЗ, который дал определение цифровым финансовым активам и цифровой валюте.

Цифровые валюты – это криптовалюты. Они не являются платежным средством, передача или прием криптовалют в качестве оплаты в Российской Федерации запрещено. В ст. 14 Закона № 259-ФЗ прямо говорится, что российские юридические и физические лица не могут получать оплату за товары, работы и услуги в цифровой валюте. Сложилась практика, многократно поддержанная в разъяснениях Банка России, которая приравнивает криптовалюту к денежным суррогатам.

В Законе № 259-ФЗ также урегулирован оборот цифровых финансовых активов (далее – ЦФА) и цифровых прав, включающих одновременно утилитарные цифровые права (далее – УЦП) и цифровые финансовые активы.

Цифровые финансовые активы – это цифровые права: денежные требования к эмитенту (например, по договору займа); права участия в капитале непубличного акционерного общества; права по эмиссионным ценным бумагам (акции, облигации, опционы эмитента, российские депозитарные расписки), включая требования их передачи, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА. Они могут быть гибридными, обеспеченными одновременно несколькими активами: денежными требованиями, ценными бумагами, товарами, услугами и т. д. Это основанный на блокчейне инструмент, который может быть использован в качестве цифровых денежных единиц, цифровых ценных бумаг и в качестве подтверждения участия в капитале организации. По сути, ЦФА являются правом на чужое имущество, но не валютой или средством платежа. Это аналог акции, облигации, какого-либо другого финансового инструмента.

В соответствии с законом ЦФА является объектом гражданских прав, а значит, может выступать и предметом сделок. Это открывает возможность заключения договоров купли-продажи, обмена и иных операций с ЦФА. В отношении такого актива может быть заключена любая не запрещенная Гражданским кодексом РФ сделка. Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только посредством внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Утилитарные цифровые права – это обращающиеся на специальной платформе права требовать: передачи вещей, кроме подлежащих государственной регистрации; передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав их использования; выполнения работ и (или) оказания услуг. Это типичные обязательственные права требования.

В информационных системах, в которых выпускаются ЦФА, также может осуществляться выпуск цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права.

Права, удостоверенные ЦФА, возникают у их первого обладателя с момента внесения в информационную систему, в которой они выпускаются, записи о зачислении цифровых финансовых активов указанному лицу.

Сделки купли-продажи ЦФА, иные сделки, связанные с ними, совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов. Оператором могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, отвечающие требованиям Закона № 259-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, которые включены Банком России на основании их ходатайства в установленном им порядке в реестр операторов обмена ЦФА.

Оператор обмена ЦФА вправе осуществлять свою деятельность с момента включения в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, который ведется Банком России и размещается на его сайте в сети Интернет.

Оператор несет определенную законодательством ответственность. Например, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, обязан в соответствии с гражданским законодательством возместить убытки пользователям этой информационной системы, возникшие вследствие: утраты информации, хранящейся в информационной системе, об объеме ЦФА, принадлежащих их обладателям, и (или) о самих обладателях ЦФА; сбоя в работе информационных технологий и технических средств информационной системы; предоставления пользователям информационной системы недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации об информационной системе, о правилах ее работы и о ее операторе; нарушения оператором правил работы информационной системы, в том числе нарушения требований бесперебойности и непрерывности функционирования информационной системы; несоответствия информационной системы требованиям Закона № 259-ФЗ

В случае сбоя в работе информационных технологий и технических средств информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, оператор также обязан совершить действия, реализующие волеизъявление пользователя информационной системы, реализации которого помешал сбой.

Появилась новая разработка – платформа для расчетов между участниками сделок на базе номинальных счетов. Номинальный счет открывается владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу – бенефициару. Предполагается, что номинальные счета позволят исключить возможность выпуска ЦФА без фактической оплаты денежными средствами и сделают сделки прозрачными не только для участников рынка, но и для Банка России. Отметим, что такой принцип работы обычно используют маркетплейсы для автоматизации операций между несколькими лицами.

Запрет на использование ЦФА в качестве платежного средства

Федеральный закон от 14.07.22 № 331-ФЗ требует проводить все операции с цифровыми активами только на специальных электронных платформах. Их операторы считаются субъектами национальной платежной системы и обязаны использовать номинальный счет, бенефициарами по которому являются пользователи платформы, если иное не предусмотрено законодательством напрямую.

Введен прямой запрет на передачу или прием ЦФА, а также УЦП в качестве платежа или встречного предоставления за товары, работы или услуги, за исключением отдельных, предусмотренных специальными федеральными законами случаев. Закон не запрещает иметь и хранить цифровые финансовые активы, можно иметь любые ЦФА в любых количествах, однако использовать их в качестве платежного средства категорически запрещено. Документ обязывает операторов обмена ЦФА отказывать в сделках, где возможно использование таких активов в качестве денежного суррогата.

Операторам предоставлено право осуществлять расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронных платформ, если владелец ЦФА имеет зарегистрированный номинальный счет на такой платформе. Причем оператор электронной платформы не вправе предоставлять своим участникам дополнительную ликвидность или “маржинальное плечо”, т. е. предоставлять пользователю деньги для увеличения остатка средств на номинальном счете, по которому осуществляются расчеты между бенефициарами. Исключение сделано лишь для случаев исполнения оператором электронной платформы, который выпустил ЦФА, своих обязательств перед пользователем, денежные требования по которым включены в эти активы.

Закреплены положения о номинальном счете в кредитной организации, предназначенном для осуществления расчетов, связанных с выпуском ЦФА, а также с периодическими выплатами по таким цифровым финансовым активам.

Закон обязывает Банк России вести реестр операторов электронных платформ, которые занимаются оборотом ЦФА и проводят законные цифровые финансовые операции. В рамках надзора он наделен правом применять меры воздействия к операторам электронных платформ и операторам инвестиционных платформ в случае выявления нарушений требований Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”. Исключенный из реестра Банка России оператор автоматически лишается права осуществлять расчеты по сделкам, совершаемым с использованием электронной платформы. Банк России может самостоятельно вводить дополнительные требования к порядку расчетов по сделкам на электронной платформе, а также к порядку движения денежных средств между бенефициарами.

Пока заниматься выпуском ЦФА могут лишь три организации, которые внесены в реестр: блокчейн-платформа Atomyze, площадка Сбербанка и блокчейн-платформа “Лайтхаус”. В настоящее время обсуждается включение в реестр еще двух организаций – Газпромбанка и Альфа-банка.

Налогообложение ЦФА и УЦП

Федеральный закон от 14.07.22 № 324-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс РФ, установив порядок определения налоговой базы, налоговые вычеты, ставки налогообложения и налоговые льготы по НДС, налогу на прибыль и НДФЛ при ведении деятельности, связанной с ЦФА, цифровыми правами. Отметим, что во многом порядок налогообложения ЦФА схож с порядком налогообложения ценных бумаг.

Налог на добавленную стоимость

Порядок налогообложения при ведении деятельности, связанной с ЦФА, цифровыми правами, включающими одновременно утилитарные цифровые права и ЦФА (далее – цифровые права), зависит от совершаемых операций: выпуск цифровых прав, их выкуп, реализация, операции с ЦФА, услуги операторов.

ВЫПУСК ЦИФРОВЫХ ПРАВ

Лицо, выпустившее цифровое право, включающее одновременно ЦФА и УЦП, и в связи с этим получившее оплату, полученную сумму при исчислении НДС приравнивает к предоплате (п. 1 ст. 154 НК РФ):

– в счет предстоящей поставки товаров – если цифровое право удостоверяет право требовать передачи товаров;

– за передачу имущественных прав – если цифровое право удостоверяет право требовать передачу имущественных прав;

– за работы (услуги) – если цифровое право удостоверяет право требовать выполнения работ (оказания услуг).

С полученной суммы следует начислить НДС по тем же правилам, что и при получении предоплаты за товары, работы, услуги, имущественные права (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ, п. 1 ст. 154 НК РФ).

При перечислении оплаты другому лицу в связи с тем, что оно выпустило цифровое право, включающее одновременно ЦФА и УЦП, предъявленный НДС принять к вычету нельзя (п. 12 ст. 171 НК РФ).

ВЫКУП ЦИФРОВЫХ ПРАВ

1. При отгрузке товаров, работ, услуг, передаче имущественных прав в счет выкупа цифрового права, включающего одновременно ЦФА и УЦП, в большинстве случаев необходимо начислить НДС.

Исключением являются товары, работы, услуги, имущественные права, которые не облагаются НДС в связи с тем, что освобождены от НДС или их реализация (передача) не признается объектом налогообложения. При их отгрузке (передаче) в счет выкупа цифрового права налог начислять не следует.

По общему правилу налог начисляет налогоплательщик – лицо, осуществляющее выкуп цифрового права. Базу он определяет следующим образом (новый подп. 6.1 ст. 154 НК РФ):

– в общем случае она равна стоимости цифрового права, исходя из его цены (без учета НДС), установленной решением о выпуске;

– если этот показатель оказался ниже рыночной стоимости соответствующих товаров, работ, услуг, имущественных прав, то база равна их рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость товаров, работ, услуг, имущественных прав определяется в соответствии со ст. 105.3 НК РФ на дату выпуска цифрового права с учетом акциза (по подакцизным товарам) и без включения НДС.

Если выкуп цифрового права на территории Российской Федерации производит иностранная организация, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, то НДС должен уплатить налоговый агент (новый п. 5.2 ст. 161 НК РФ). В качестве налогового агента выступает оператор информационной системы (далее – ИС), в которой выпущены цифровые права. Он обязан исчислить налог, удержать его сумму и перечислить в бюджет. Такая обязанность возникает у оператора независимо от того, признается ли он плательщиком НДС. Налоговый агент определяет базу как сумму оплаты (с учетом НДС), перечисленной им иностранному лицу в связи с выпуском цифровых прав, налог рассчитывается по расчетной ставке (новый п. 5.2 ст. 161 и п. 4 ст. 164 НК РФ).

2. При отгрузке товаров, работ, услуг, передаче имущественных прав в счет выкупа цифрового права налогоплательщик может принять к вычету НДС, который уплатил при его выпуске (новые п. 1 ст. 154 и п. 6 ст. 172 НК РФ). Суммы, на которые начислен НДС при выпуске цифрового права, приравнены к предоплате. На этапе выкупа цифрового права НДС принимается к вычету по тем же правилам, что и налог с аванса при обычной отгрузке товаров, работ, услуг (передаче имущественных прав).

Воспользоваться вычетом можно и в случае, если выкуп цифровых прав производится денежными средствами или посредством передачи освобожденных от НДС товаров, работ, услуг, имущественных прав (п. 5 ст. 171 НК РФ). Важны только факт уплаты НДС при выпуске цифрового права и факт выкупа цифрового права (п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ).

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦФА

У владельцев и эмитентов ЦФА их реализация не будет облагаться НДС (подп. 38 п. 2 ст. 149 НК РФ), поэтому НДС не следует начислять ни при получении предоплаты (п. 1 ст. 154 НК РФ) за предстоящую передачу ЦФА (если таковая предоставляется), ни при передаче (реализации) ЦФА (новый подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ПРАВ

Предусмотрено отдельное регулирование операций реализации цифровых активов, включающих одновременно ЦФА и УЦП.

1. При их реализации НДС уплачивает налогоплательщик, который передает такое право. Налог необходимо начислить дважды – на этапе получения предоплаты (если она вносится) и на этапе передачи цифрового права новому обладателю. При получении предоплаты в счет предстоящей передачи (реализации) цифрового права НДС с аванса исчисляется по расчетной ставке 20/120 с разницы между суммой предоплаты и долей расходов на приобретение цифрового актива, приходящейся на предоплату (п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 164 НК РФ). Причем тот, кто внес предоплату, НДС с аванса к вычету не принимает (п. 12 ст. 171 НК РФ).

2. При передаче, реализации цифрового права, включающего одновременно ЦФА и УЦП, новому обладателю база по НДС будет определяться как разница между ценой реализации такого цифрового актива с учетом суммы налога и ценой его приобретения (также с учетом суммы налога). НДС исчисляется по расчетной ставке 20/120 с межценовой разницы (п. 6 ст. 155 и п. 4 ст. 164 НК РФ). Сделать это необходимо на дату внесения в информационную систему, в которой осуществлен выпуск цифрового права, записи о переходе удостоверяемых им прав новому обладателю (п. 8 ст. 167 НК РФ).

Иначе говоря, в отношении “гибридных” цифровых прав (например, цифровой сертификат на право получения услуги или продукта (актива) в будущем) применяются правила, аналогичные для операций с имущественными правами.

3. Если продавец цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП, ранее получал предоплату и уплатил с нее НДС, то при отражении реализации сумму уплаченного налога он может принять к вычету (п. 6 ст. 172 НК РФ).

4. Новый обладатель цифровых прав предъявленный ему НДС к вычету не принимает. “Входной” НДС он учитывает в стоимости приобретенного цифрового права (новый подп. 2.2 и п. 2 ст. 170 НК РФ).

В новом подп. 6. п. 4.1 ст. 170 НК РФ, определяющей правила раздельного учета при осуществлении облагаемых налогом и освобождаемых от налогообложения операций, сказано следующее. При определении стоимости ЦФА учитывается сумма дохода от реализации цифровых финансовых активов, определяемая как совокупная разница между ценой реализованных ЦФА и расходами на их приобретение и (или) реализацию, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, при условии, что такая разница является положительной. Если указанная разница является отрицательной, то она не учитывается при определении суммы чистого дохода.

УСЛУГИ ОПЕРАТОРОВ ЦФА

От НДС освободили реализацию на территории Российской Федерации услуг операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, операторов обмена ЦФА по допуску цифровых прав к обращению в информационных системах (новый подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Это услуги по: оценке технической возможности допуска ЦФА и (или) цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП, к обращению в инвестиционных платформах; предоставлению пользователям доступа к своим инвестиционным платформам, в которых осуществляются выпуск, учет и (или) обращение ЦФА и (или) цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП; внесению и (или) изменению записей о ЦФА и (или) цифровых правах, включающих одновременно ЦФА и УЦП, в информационных системах (инвестиционных платформах); осуществлению расчетов с использованием открытых оператору номинальных счетов, которые связаны с выпуском ЦФА и (или) цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП, периодическими выплатами по таким ЦФА и (или) цифровым правам, выкупом таких ЦФА и (или) цифровых прав, а также по сделкам с ними; идентификации пользователей ИС по поручению иных операторов ИС, в которых осуществляется выпуск ЦФА, а также операторов обмена ЦФА.

Освобождение от уплаты НДС коснется также ряда других платежей, если они непосредственно связаны с выпуском ЦФА (цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП), их учетом, обращением, а также выкупом (новый подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Отметим, что от уплаты НДС не освобождаются операции по оплате услуг консультационного характера и услуг по предоставлению прав на использование программного обеспечения для ЭВМ, если подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не предусмотрено иное (новый подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Налог на прибыль

Особенности определения базы по налогу на прибыль при ведении деятельности, связанной с ЦФА, цифровыми правами, установлены новым п. 4.5 ст. 284 НК РФ.

Действующие на территории Российской Федерации организации – обладатели цифровых активов должны будут платить налог на прибыль по ставке 13%. Иностранные организации (компании, зарегистрированные за пределами Российской Федерации) – обладатели цифровых активов – по ставке 15%.

Доходы по операциям иностранных компаний с ЦФА и цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УЦП, которые не имеют своих представительств в Российской Федерации, но получают доходы от источников в ней, теперь облагаются налогом на прибыль. Исчислить, удержать и уплатить налог должен выплачивающий такой доход оператор.

В Налоговый кодекс РФ внесена ст. 282.2, которой установлены особенности определения базы по налогу на прибыль в отношении операций с ЦФА и (или) цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УПЦ. Налоговая база определяется совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и производными финансовыми инструментами и отдельно от общей базы. При определении базы по операциям с цифровыми правами будут учитываться доходы и расходы по всем операциям с такими цифровыми правами за отчетный (налоговый) период.

ЛИЦО, ВЫПУСТИВШЕЕ ЦФА (ЦИФРОВЫЕ ПРАВА, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ОДНОВРЕМЕННО ЦФА И УЦП)

1. При исчислении налога на прибыль лицо, выпустившее ЦФА (цифровые права, включающие одновременно ЦФА и УЦП), учитывает получаемую за них оплату в составе доходов. Дата признания зависит от того, предполагается ли последующий выкуп эмитентом таких активов (прав), определен ли в решении об их выпуске срок выкупа и какова его продолжительность (новый п. 3.1 ст. 271 НК РФ):

1) если выкуп не предполагается, то доход следует учесть на день получения оплаты;

2) если согласно решению о выпуске эмитент должен их выкупить, а срок выкупа составляет 10 лет или менее, то доход отражается на дату выкупа (если срок выкупа составляет более 10 лет или он не определен – на дату истечения 10 лет со дня выпуска таких ЦФА (цифровых прав).

2. Сумму, которую эмитент выплачивает при их выкупе, он относит на расходы на день выкупа (новый п. 5.3 ст. 272 НК РФ).

3. Решение о выпуске ЦФА (цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП) может предусматривать обязательство эмитента выплатить их обладателю денежные средства, не связанные с выкупом. В общем случае сумму такого обязательства можно отнести на внереализационные расходы на дату возникновения обязательства (новый подп. 19.9 п. 1 ст. 265 и новый подп. 14 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Исключением является ситуация, когда согласно решению о выпуске ЦФА существует обязательство выплатить их обладателю доход в сумме, равной величине полученных дивидендов (новый подп. 12.1 ст. 270 НК РФ). В этом случае данную сумму на расходы отнести нельзя.

4. Для налогообложения текущая переоценка ЦФА не производится.

5. К ЦФА, которые удостоверяют права участия в капитале непубличного акционерного общества, будут применяться правила и порядок налогообложения, которые предусмотрены для акций такого общества (абз. 1 п. 22 ст. 280 НК РФ).

ОБЛАДАТЕЛЬ ЦФА (ЦИФРОВЫХ ПРАВ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ОДНОВРЕМЕННО ЦФА И УЦП)

1. Сумма, которая передана в качестве оплаты лицу, выпустившему ЦФА (цифровые права, включающие одновременно ЦФА и УЦП), учитывается в расходах. Порядок их отражения зависит от ситуации, в частности, от того, предполагается ли выкуп ЦФА (цифровых прав) выпустившим их лицом (новый п. 5.3 ст. 272 НК РФ):

1) если выкуп не предполагается и решением о выпуске ЦФА (цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП) определен срок, по истечении которого прекращаются удостоверенные ими права, то расходы учитываются равномерно в течение этого срока. Такой порядок применяется, если раньше не произойдет реализация таких ЦФА (цифровых прав);

2) если выкуп не предполагается и не определен срок, по истечении которого прекращаются удостоверенные ими права, то расходы признаются на дату реализации ЦФА (цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП);

3) если ЦФА и (или) цифровые права подлежат выкупу выпустившим их лицом, то учесть сумму оплаты в составе расходов можно на дату выкупа или дату реализации ЦФА (цифровых прав), в последнем случае это может сделать только первый обладатель ЦФА (цифровых прав).

2. В случае выкупа ЦФА и (или) цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП, на дату выкупа отражают не только расходы в виде суммы оплаты, ранее перечисленной выпустившему их лицу (новый п. 5.3 ст. 272 НК РФ). На эту же дату необходимо отразить доходы в виде денежных средств, полученных от этого лица в связи с выкупом (новый п. 3.1 ст. 271 НК РФ).

3. Решение о выпуске может предусматривать обязательство по выплате обладателю ЦФА (цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП) денежных средств, не связанных с их выкупом. Во внереализационные доходы эти средства следует включить на дату возникновения у лица, выпустившего такие ЦФА (цифровые права), соответствующего обязательства (новые п. 26 и 27 ст. 250 НК РФ, новые подп. 16 и 17 п. 4 ст. 271 НК РФ).

4. При реализации ЦФА и (или) цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП, доход от такой операции необходимо учесть при исчислении налога на прибыль. Его можно уменьшить (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ) на цену приобретения ЦФА (цифровых прав) и сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

5. Если на момент реализации ЦФА (цифровых прав) цена их приобретения уже частично учтена в составе расходов, то ее, в свою очередь, необходимо уменьшить на сумму уже учтенных расходов (новый абз. 2 подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ). В частности, такое возможно, если выкуп ЦФА (цифровых прав) не предполагается и решением об их выпуске предусмотрен срок, по истечении которого удостоверенные ими права прекращаются (новый п. 5.3 ст. 272 НК РФ).

ОРГАНИЗАЦИИ, ХЕДЖИРУЮЩИЕ РИСКИ

Федеральным законом от 14.07.22 № 331-ФЗ предусмотрено, что выпуск либо приобретение ЦФА может осуществляться для хеджирования рисков, а именно для уменьшения (компенсации) неблагоприятных для налогоплательщика последствий, обусловленных: возникновением убытка, недополучением прибыли, уменьшением выручки, уменьшением рыночной стоимости имущества, увеличением обязательств налогоплательщика вследствие изменения цены, процентной ставки, валютного курса.

В связи с этим предусмотрен особый порядок налогообложения таких операций. Они признаются операциями хеджирования в порядке, предусмотренном ст. 301 и 326 НК РФ (срочные сделки). К ним дана отсылка в ст. 282.2 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц

Особенности определения налоговой базы по операциям с ЦФА предусмотрены в новой ст. 214.11 НК РФ. При ее определении учитываются доходы от погашения и отчуждения ЦФА, а также выплаты, не связанные с погашением (включая дивиденды и их аналоги).

В состав расходов включаются: стоимость приобретения ЦФА у выпускающего их лица или по договору купли-продажи (а также расходы наследодателя (дарителя) при таком способе получения ЦФА); оплата услуг операторов (комиссии, услуги хранения и др.); суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) цифрового финансового актива; другие расходы, непосредственно связанные с приобретением, хранением, отчуждением и погашением цифровых финансовых активов. Налоговой базой по операциям с ЦФА будет положительный финансовый результат за налоговый период, т. е. доходы за вычетом расходов.

Цифровые финансовые активы, полученные безвозмездно или с частичной оплатой, будут признаваться доходом в натуральной форме.

Налоговые резиденты Российской Федерации имеют право уменьшить величину НДФЛ с дивидендных выплат по ЦФА на сумму налога, фактически уплаченного ранее по акциям, в отношении которых этот ЦФА был выпущен. Такой подход также распространяется на нерезидентов.

Отрицательный финансовый результат по операциям с ЦФА будет формировать убыток. Перенос на будущие периоды убытков, полученных по операциям с ЦФА, не допускается.

Доходы от операций с ЦФА будут облагаться по стандартным ставкам: 13% (15% после превышения порога) для резидентов и 30% для нерезидентов (за исключением дивидендных выплат, облагаемых по ставке 15%).

Сумму налога в отношении доходов по операциям с ЦФА будет определять и удерживать налоговый агент (оператор информационной системы или оператор обмена ЦФА, осуществляющий выплату налогоплательщику дохода по операциям с ЦФА, иной источник соответствующего дохода (российская организация или индивидуальный предприниматель, не являющиеся операторами), номинальный держатель ЦФА). Их деятельность в отношении ЦФА регулируется ст. 226.2 НК РФ.

Оператор информационной системы будет обязан представить в налоговый орган по месту своего учета информацию об операциях по отчуждению ЦФА и (или) цифровых прав, выпущенных в его информационной системе. Информация предоставляется не позднее 1 февраля следующего года обо всех операциях с ЦФА и о каждом физическом лице, который был стороной в сделках с ЦФА и являлся пользователем такой информационной системы. Формы и формат таких сведений утвердит ФНС России.

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *