Аккаунт в социальной сети как объект гражданского оборота

Права владельца аккаунта любой социальной сети или иной онлайн-площадки имеют обязательственную природу и основаны на соглашении, которое он заключает с администратором по модели договора присоединения.

Инструментом доступа к социальной сети является аккаунт, представляющий собой персональную страницу пользователя на интернет-сайте (личный кабинет), которая создается и закрепляется за ним после регистрации и принятия условий пользовательского соглашения или иного документа, регламентирующего порядок взаимодействия пользователя и администратора сайта.

Зарегистрированный аккаунт дает пользователю возможность посещать интернет-сайт, просматривать и размещать материалы, использовать предоставляемые администратором и его партнерами услуги и сервисы, встроенные в архитектуру сайта или расположенные на сайтах таких партнеров, куда производится переадресация по соответствующим ссылкам. Для входа на сайт в свой аккаунт пользователь использует логин и пароль, конфиденциальность которых он должен обеспечивать, и несет риск возникновения неблагоприятных последствий.

На практике большое распространение получили бизнес-аккаунты, которые используются для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности с целью извлечения прибыли. Для этого владельцы таких аккаунтов размещают на них информацию о реализуемых товарах, работах и услугах, а также иные коммерческие предложения. По результатам совершенных коммерческих сделок другие пользователи онлайн-площадки, являющиеся клиентами владельцев коммерческих аккаунтов, оставляют положительные отзывы и выставляют рейтинги, которые позволяют сформировать определенную положительную деловую репутацию и повысить узнаваемость бизнес-аккаунта среди иных учетных записей.

Права владельца аккаунта любой социальной сети или иной онлайн-площадки имеют обязательственную природу и основаны на соглашении, которое он заключает с администратором по модели договора присоединения в соответствии со ст. 428 ГК РФ.

Содержание такого соглашения, включая права и обязанности сторон, порядок взаимодействия, ответственность за нарушение обязательств, условия конфиденциальности и порядок разрешения споров, администратор определяет по своему усмотрению и вправе при необходимости вносить в него изменения и дополнения, отменять те или иные положения, а пользователь, со своей стороны, отслеживает на сайте в сети Интернет актуальную редакцию, которая применима к их отношениям (ст. 307 и 450 ГК РФ).

Права владельца аккаунта в соответствии со ст. 128 ГК РФ можно отнести к такому виду объектов гражданского оборота, как имущественные права, которыми он вправе распоряжаться по своему усмотрению с учетом их характера и условий реализации, предусмотренных пользовательским соглашением с администратором.

Имущественные права на аккаунт представляют собой совокупность различных прав владельца, а именно: авторские права на фотографии и видеозаписи, посты и иной контент; права на распоряжение виртуальной валютой на виртуальном счете, привязанном к аккаунту; право требования получения товаров, услуг и сервисов, оплаченных посредством указанной виртуальной валюты, и др.

Такие права можно продать, подарить, заложить, внести в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, в виде вклада в имущество хозяйственных обществ либо вклада по договору простого товарищества (о совместной деятельности), а также распорядиться ими иным способом (ст. 129 ГК РФ).

Технически для передачи прав на зарегистрированный аккаунт приобретателю должны быть сообщены текущие логин и пароль для доступа к нему, а он в дальнейшем может их сохранить или поменять. Такой вариант передачи прав необходимо описать в соглашении или ином документе, выражающем условия сделки по передаче прав на аккаунт, вместо использования такой правовой конструкции, как соглашение о передаче прав и обязанностей по договору (передача договора), к которому в соответствии со ст. 392.3 ГК РФ применяются общие правила об уступке права требования и переводе долга, предусмотренные главой 24 “Перемена лиц в обязательстве” ГК РФ.

Сообщение логина и пароля приобретателю позволяет реализовать сторонам сделки поставленную цель, заключающуюся в передаче прав на аккаунт, и избежать ненужных организационных, временных и финансовых затрат, связанных с заключением и исполнением отдельного соглашения, направления уведомления администратору сайта, который с учетом большого количества зарегистрированных пользователей, скорее всего, оставит его без внимания.

Уступка прав и перевод долга, равно как и сделка по так называемой передаче договора, возможны в отношении любого гражданско-правового договора, если только закон не устанавливает для этого каких-либо запретов и ограничений. В этом смысле пользовательское соглашение или иной документ, регулирующий вопросы взаимодействия администратора сайта с пользователем, не является исключением.

Между тем совершенно очевидно, что использование договорных конструкций, опосредующих замену стороны в обязательствах или в договоре в целом, в рассматриваемом случае будет затруднительным, поскольку гораздо проще и удобнее передать ключи доступа к аккаунту, не коммуницируя по этому поводу с администратором.

В договоре купли-продажи имущественных прав в соответствии со ст. 432 и п. 4 ст. 454 ГК РФ необходимо описать отчуждаемый имущественный объект и порядок действий сторон, связанных с исполнением указанного обязательства. Например, в договоре стороны должны указать на то, что продавец обязуется произвести отчуждение в полном объеме покупателю всех принадлежащих ему имущественных прав владельца аккаунта социальной сети, расположенного по конкретному адресу, с указанием конкретной ссылки на интернет-ресурс и специального идентификатора при наличии (ID).

Покупатель, со своей стороны, обязуется принять указанный имущественный объект и произвести оплату в порядке и на условиях, предусмотренных договором купли-продажи имущественных прав. В договоре следует указать, что к покупателю переходят права на весь контент и все материалы, размещенные в аккаунте социальной сети, в полном объеме и без какого-либо исключения. Для установления правовой определенности стороны могут оговорить, что к покупателю переходят все имущественные права на конкретный аккаунт в социальной сети в полном объеме и в том виде, в котором они существуют на момент совершения сделки. Причем за продавцом не сохраняется никаких имущественных и иных прав на данный объект.

Для выполнения своих обязательств продавец на дату получения оплаты от покупателя или в иной оговоренный ими срок будет должен по акту приема-передачи передать покупателю логин, пароль и иные идентификационные данные, необходимые для доступа и управления аккаунтом в социальной сети. В договоре купли-продажи прав на аккаунт необходимо согласовать размер оплаты и порядок ее внесения, сроки выполнения иных обязательств, ответственность за их нарушение, а также включить иные положения по усмотрению сторон.

Оплата может быть распределена на несколько этапов и “привязана” к выполнению продавцом действий по передаче имущественных прав на аккаунт в соответствии со ст. 328 ГК РФ с правом покупателя приостановить оплату в случае уклонения продавца от исполнения своих обязательств. Между тем возможность приостановления исполнения любого обязательства необходимо прямо оговаривать в договоре купли-продажи имущественных прав, поскольку она не предполагается (определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.21 № 88-13725/2021).

На практике был случай, когда владелица интернет-магазина по продаже детской мебели договорилась с приобретателем о реализации бизнеса, ключевые активы которого заключались именно в аккаунте в социальной сети и нескольких интернет-сайтах. Проблема заключалась в том, что при использовании указанных активов предпринимательница допустила нарушение исключительных прав на товарный знак и иные средства индивидуализации, принадлежащие стороннему правообладателю.

В рамках досудебного урегулирования предпринимательница достигла соглашения об отсутствии претензий, со своей стороны остановила коммерческую деятельность, но сохранила права на сами активы. В связи с этим она была не лишена возможности ими распорядиться по своему усмотрению, тем более что на них появился претендент, готовый произвести оплату.

В такой ситуации для обеспечения защиты своих прав и законных интересов на случай возможного предъявления претензий со стороны правообладателя продавец оформила у нотариуса протокол осмотра интернет-страниц сайтов и социальной сети, из содержания которого следовало полное приостановление коммерческой деятельности. На сайте и в социальной сети был размещен пост предпринимательницы о том, что она прекратила работу интернет-магазина и не осуществляет отгрузку товаров. Соответствующая информация была отражена в протоколе нотариуса.

В самом договоре купли-продажи имущественных прав также было согласовано дополнительное условие о том, что продавцом с определенной календарной даты и на момент продажи не велась предпринимательская и какая-либо иная коммерческая и экономическая деятельность с использованием интернет-сайтов и аккаунта в социальной сети.

С момента подписания сторонами акта приема-передачи логина, пароля и иных идентификационных данных для управления указанными объектами всю полноту ответственности за содержание контента будет нести покупатель, который принял на себя обязательство использовать приобретенные объекты в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не допускать нарушения прав и законных интересов третьих лиц.

Набор таких договорных условий не снимает полностью риск предъявления претензий к продавцу со стороны правообладателя, но он во всяком случае мог ссылаться на отсутствие нарушений со своей стороны. Это документально подтверждалось как договором купли-продажи имущественных прав и актом приема-передачи, так и протоколом нотариуса об осмотре интернет-страниц.

Отметим, что если при регистрации аккаунта или группы (сообщества) в социальной сети пользователем было допущено нарушение исключительных прав правообладателя на товарный знак или иное средство индивидуализации (например, наименование аккаунта или группы, размещенный там контент и др.), то правообладатель вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов. Помимо собственно тех правовых инструментов, которые прямо предусмотрены ст. 1252 ГК РФ, можно использовать и иные средства правовой защиты с учетом характера допущенных нарушений, учитывая, что перечень таких средств не является исчерпывающим (ст. 12 ГК РФ).

На практике известны случаи, когда правообладатели не только требовали запретить использование средств индивидуализации и взыскания компенсации за нарушение исключительных прав, но и добивались признания за ними прав на объект интеллектуальной собственности, представленный в сообществе в социальной сети, а также передачи им права администратора такого сообщества в течение определенного срока с момента вступления в законную силу решения суда с указанием законного правообладателя, удаления элементов контента, созданного в сообществе за время незаконного использования, и пресечения действий ответчика по неправомерному использованию объекта интеллектуальной собственности.

Например, в одном деле администрация периодического печатного издания добилась в судебном порядке получения прав администрирования сообщества в социальной сети, в названии которого было использование наименования издания, а также размещены принадлежащие ему авторские материалы. В ходе судебного разбирательства ответчица, к которой был предъявлен иск, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставила доказательства, подтверждающие ее право на руководство официальным сообществом СМИ, с редакцией которого она не состояла в трудовых или гражданско-правовых отношениях.

В соответствии со ст. 1259, 1260, 1270, 1300, 1304, 1334, 1335.1 ГК РФ, ст. 3, 7, 8 и 18 Закона РФ от 27.12.91 № 2124-1 “О средствах массовой информации” и п. 80, 109, 110 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.19 № 10 суд удовлетворил заявленный иск. Он указал на то, что только сама редакция СМИ имеет право на размещение в сети Интернет от своего имени какого-либо информационного ресурса (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.21 № 88-1653/2021).

В другом деле университет добился блокировки аккаунта в социальной сети, который завел его бывший работник для причинения вреда деловой репутации высшего учебного заведения. Создание в сети Интернет данного информационного ресурса не было согласовано с университетом. Причем в аккаунте от его имени размещались провокационные материалы, вызывающие социальную напряженность в коллективе организации и в обществе.

Сам аккаунт позиционировался как официальный ресурс университета, что не соответствовало действительности, поскольку он такую инициативу не реализовывал. Аккаунт был зарегистрирован бывшим работником университета, который был ранее уволен с должности руководителя отдела по связям с общественностью. Работник был конфликтным, уволился из университета со скандалом и из личной неприязни распространял в отношении учебного заведения ложные и порочащие сведения. Такие действия являлись недобросовестными и нарушали предусмотренный ст. 10 ГК РФ запрет злоупотребления правом.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 54 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” о наименовании некоммерческой организации, а также правилом об обязанности владельца сайта соблюдать права и законные интересы третьих лиц, включая их деловую репутацию, закрепленным в подп. 4 п. 1 ст. 10.6 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска (решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 10.12.21 № 2-2135/2021).

Таким образом, при регистрации аккаунта в социальной сети с нарушением прав и законных интересов правообладателя последний вправе требовать передачи ему прав на соответствующий аккаунт или прекращения его использования (блокировки аккаунта) без выплаты какой-либо компенсации владельцу такого аккаунта, поскольку у пользователя не имелось законных оснований для его самостоятельного использования.

Поскольку имущественные права на аккаунт в социальной сети являются оборотоспособным имущественным объектом, с ним могут совершаться различные гражданско-правовые сделки при условии, что они не противоречат существу таких прав.

Например, супруги при разделе имущества, находящегося в общей совместной собственности, в соответствии со ст. 38 СК РФ могут договориться о передаче прав на аккаунт в социальной сети и иные материальные и нематериальные активы, составляющие основу бизнес-проекта, в собственность одного из них с закреплением за вторым супругом иных имущественных объектов и (или) выплаты в его пользу денежной компенсации.

Супруги могут заключить такое соглашение в рамках досудебного урегулирования, если между ними отсутствует спор относительно порядка и условий раздела активов, либо в ходе судебного разбирательства заключить мировое соглашение, которое должно быть утверждено судом, рассматривающим гражданское дело (определение Красногорского городского суда Московской области от 05.02.21 по делу № 2-3409/2020).

Иным образом обстоит дело в случае, когда бывшие супруги не достигли между собой соглашения о том, за кем из них будет закреплен аккаунт в социальной сети, и требуют в судебном порядке раздела данного актива. Суд в удовлетворении такого искового требования, скорее всего, откажет, поскольку возможность подобного раздела прямо законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не предусмотрена, равно как и пользовательским соглашением и иным документом, регулирующим вопросы взаимодействия администратора социальной сети и владельца аккаунта.

Сам по себе аккаунт дает пользователю доступ к определенному интернет-сервису, и его раздел не представляется возможным, равно как и совместное использование супругами (решение Ивантеевского городского суда Московской области от 24.05.17 по делу № 2-346/17). В таком случае аккаунт останется у того супруга, который его зарегистрировал и располагает логином и паролем для доступа к нему. Между тем второй супруг в такой ситуации не лишен возможности поставить вопрос о выплате в его пользу денежной компенсации в счет своей доли в общем имуществе, поскольку, как и иные имущественные права и иное имущество, права на аккаунт в социальной сети не могут не учитываться при разделе имущества супругов, как и прочие активы.

Иной подход не соответствует положениям ст. 39 СК РФ о разделе общего имущества между супругами, пользующимися в отношении него равными правами, если только режим общего имущества не был ими изменен брачным договором или соглашением о разделе имущества.

Изначальная регистрация одним из супругов аккаунта на себя сама по себе не означает, что имущественные права на него не подлежат разделу. В перечне имущества, не подлежащего разделу, рассматриваемый актив прямо не поименован.

Если, например, к аккаунту в социальной сети “привязан” виртуальный счет, на котором учитывается виртуальная валюта в сумме остатка, сформированного за счет предоплаченных денежных средств, то соответствующие имущественные права владельца аккаунта на распоряжение таким активом имеют очевидную потребительскую ценность. Виртуальной валютой можно оплатить различные товары, услуги и сервисы самого администратора социальной сети или его партнеров, с которыми у него заключены соответствующие гражданско-правовые договоры о сотрудничестве.

Таким образом, сам аккаунт разделить нельзя, но поставить в судебном порядке вопрос о взыскании денежной компенсации в пользу супруга, которому он не достается, вполне можно. Для этого супруг, заинтересованный в выплате ему соразмерной денежной компенсации, может провести независимую оценку, чтобы определить рыночную стоимость аккаунта в социальной сети как актива с учетом таких значимых для оценки факторов, как: количество подписчиков, узнаваемость страницы в сети Интернет, виды и характер товаров, услуг и сервисов, реализуемых с помощью данного инструмента, длительность его использования и затраты, связанные с администрированием, поддержкой, обновлением и наполнением новым контентом.

Поделиться ссылкой:

НТВ: завещание как способ передать аккаунт в соцсети своим преемникам

Домены, онлайн-аккаунты, цифровая валюта и прочие цифровые активы стали широко распространенными имущественными ценностями. На практике те же аккаунты в соцсетях нередко выступают объектом сделок купли-продажи. Но вот […]

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *