Работник трудится в сфере жилищно-коммунального хозяйства. У него стандартная пятидневка. Руководство организации периодически издаёт приказ о дежурстве на телефоне в нерабочее время, например, в новогодние и майские праздники. Такие дежурства оплачиваются только тогда, когда возникает необходимость выйти на работу.
Во время «телефонного» дежурства работник обязан находиться дома, периодически связываться с аварийно-диспетчерской службой, а также быть в курсе всего происходящего на территории организации. Трудовым договором этот вопрос не урегулирован.
Имеет ли право работник отказаться от таких дежурств? Обязан ли работодатель компенсировать работу в эти дни отгулами или повышенной оплатой?
Роструд считает, что дежурить на дому могут только медицинские работники. За дежурство в выходной нужно платить в двойном размере. Допускается и компенсация в виде дополнительного дня отдыха. При этом не имеет значения, были ли фактические вызовы.
Для того чтобы привлечь работника к труду в выходные или праздники, нужно получить его письменное согласие. Кроме того, важен и сам характер работ – это должны быть работы, от срочного выполнения которых в будущем зависит нормальная работа организации. Таким образом, нельзя «нагружать» работника его обычными обязанностями, вызывая его на работу в выходной.
Привлекать работника к работе в праздники и выходные без их согласия можно только если речь идет о чрезвычайной ситуации, например, о предотвращении катастрофы, производственной аварии, а также для выполнения работ, необходимость которых обусловлена чрезвычайным или военным положением.
Во всех других ситуациях работодателю необходимо письменное согласие работника. Кроме того, нужно учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.