Аудит бухгалтерской отчетности — это обязательный аудит или инициативный, проводимый с целью внешнего контроля экономической деятельности организации.
Необходимость обязательного аудита
Ежегодная процедура независимой проверки и оценки отчетности, данных учета и деятельности организации подразумевает независимый контроль, который направлен на оценку результатов финансовой деятельности. Проверку проводят на основании отчетных форм с целью выявления и устранения ошибок и неточностей учета.
Ключевые цели проверки:
- Сопоставление данных бухотчетности и фактического имущественного положения компании для выявления полноты отражения информации и ее достоверности.
- Контроль за соблюдением действующего законодательства (налогового, бюджетного, трудового, гражданского, бухгалтерского).
- Контроль законности, рациональности и целесообразности использования имущественных и финансовых активов экономического субъекта.
- Выявление неиспользуемых, скрытых резервов, которые существенно улучшают финансовое положение компании.
Деятельность аудиторов регулируется ГК РФ, НК РФ, ФЗ № 307 от 24.12.2008 и иными нормативно-правовыми актами, приказами и распоряжениями.
Виды аудита
В соответствии с действующим законодательством выделяют два вида аудиторского контроля:
- Обязательный аудит. Субъекты, которые подвержены ежегодному обязательному аудиту, указаны в статье 5 закона № 307-ФЗ.
- Произвольный, или инициативный аудит — то есть тот, который проводится по желанию руководства компании.
Обязательный аудит проводится один раз в год. Объектом проверки является бухгалтерская (финансовая) отчетность. Компании обязаны предоставить в ИФНС аудиторское заключение в течение 10 рабочих дней после получения такого заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Подать заключения по бухгалтерским отчетам 2021 года требуется до конца 2022 (п. 5 ст. 18 402-ФЗ от 06.12.2011).
Напомним случаи, когда ежегодный аудит, проводимый в соответствии с действующим законодательством, является обязательным. Субъекты таких проверок указаны в статье 5 закона № 307-ФЗ:
- акционерные общества;
- страховые организации, общества взаимного страхования;
- кредитные учреждения, бюро кредитных историй;
- клиринговые компании;
- государственные, муниципальные предприятия;
- негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании;
- товарные и фондовые биржи;
- профессиональные участники рынка ЦБ;
- организаторы и операторы лотерей (138-ФЗ от 11.11.2003);
- саморегулируемые организации (315-ФЗ от 01.12.2007);
- учреждения накопительно-ипотечной системы (117-ФЗ от 20.08.2004).
Законодатели предусмотрели ряд дополнительных условий для компаний, в отношении которых должна пройти обязательная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия в 2022 году:
- Допуск ценных бумаг компании к торгам, а также статус эмитента эмиссионных ценных бумаг, обязанного раскрывать информацию в соответствии с 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг». До 2022 года речь шла только о компаниях, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
- При составлении консолидированной отчетности, кроме государственных и муниципальных госучреждений.
- При превышении объема выручки в 800 млн рублей в год, кроме унитарных госпредприятий и сельхозкооперативов.
- Суммарный актив баланса для обязательного аудита на конец года превысил 400 млн рублей.
- Обязанность закреплена в отдельных нормативно-правовых актах или локальных распоряжениях руководства компании.
А вот последние новости про обязательное проведение бухгалтерского аудита в 2022 году — с 01.01.2022 федеральным законом № 359-ФЗ от 02.07.2021 внесены поправки в закон № 307-ФЗ:
- Начиная с проверки отчетности за 2021 год обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими фирмами. Также с 1 января 2023 г. введен запрет на оказание сопутствующих услуг индивидуальными аудиторами. Закон не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативные проверки и оказывать сопутствующие услуги фирмам, отличным от общественно значимых организаций.
- Введено понятие «общественно значимая организация» и определен их состав (п. 1 ст. 5.1 закона № 307-ФЗ). К ним относятся, например, ПАО, кредитные организации, страховые организации, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%. Аудиторские услуги общественно значимым организациям должны оказываться фирмами, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Если организация, которая есть в реестре, намерена оказывать аудиторские услуги общественно значимым фирмам на финансовом рынке (например, организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам), численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 года не менее семи, а с 1 января 2023 года — не менее двенадцати.
- Введен ряд новых обязанностей аудиторских компаний: вести свой интернет-сайт; раскрывать информацию о своей деятельности на интернет-сайте; назначать руководителей аудиторских проверок.
- От аудита финансовой и бухгалтерской отчетности учреждения за 2021 год освобождены те фирмы, которые попали под освобождение на основании установления новых лимитов в отношении обязательных проверок за 2020 год, но аудиторской организацией или индивидуальным аудитором до 1 января 2021 г. начато исполнение договора на проведение обязательной проверки отчетности (закон № 476-ФЗ от 29.12.2020).
Полный перечень тех, кто обязан предоставить аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности 2021, есть на официальном сайте Минфина.
Этапы проведения
Приведем этапы аудиторской проверки кратко в соответствии с 307-ФЗ:
- Планирование и подготовка к проверке. Аудитор формирует план контрольно-ревизионных мероприятий, на основании которого и осуществляется проверка бухгалтерской и финансовой отчетности. Отметим, что приступать к формированию плана АК рекомендуется после детального изучения деятельности компании, ее специфики, уставной документации и прочих особенностей ведения учета.
- Сбор и обработка бухгалтерской информации. Проверяющий изучает регистры бухучета, первичную документацию и прочие регистрационные журналы для дальнейшего сравнения с показателями бухгалтерской отчетности.
- Заключительный этап, на котором аудиторская проверка заканчивается составлением аудиторского заключения, основанном на выявленных нарушениях, содержит заключение о состоянии бухгалтерской отчетности и бухучета по экономическому субъекту.
Возникает вопрос, обязан ли аудитор оценить эффективность ведения дел руководством в аудиторском заключении по результатам проверки. Да, при аудиторской проверке проводится экономический анализ в целях получения объективной оценки уровня компетентности и добросовестности руководства организации. В заключении указываются не только слабые стороны БУ и найденные ошибки, но и рекомендации по их устранению и предотвращению в будущем.