Прием на работу бывших государственных и муниципальных служащих

Работа государственных и муниципальных служащих дает им возможность принимать решения, влияющие в том числе и на коммерческую деятельность. Такие возможности порождают и ограничения, связанные с их трудовой деятельностью.

Так, в ряде случаев для трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих требуется согласие специальной комиссии, деятельность которой регулируется указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

Можно выделить следующие условия, при которых требуется такое согласие (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ):

  • должность бывшего служащего включена в перечень должностей государственной и муниципальной службы, установленный указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Указ № 557). Обратите внимание, что этим указом рекомендовано утвердить подобные перечни на региональных и муниципальных уровнях. Поэтому при приеме на работу бывшего служащего работодателю следует обращать внимание на региональные и муниципальные нормативные акты;
  • бывший служащий устраивается на новую работу в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы;
  • трудовая деятельность у нового работодателя связана с должностными обязанностями бывшего служащего по предыдущему месту работы.

Следует заметить, что инициатива в получении такого согласия должна исходить от самого бывшего служащего. Согласно позиции Минтруда России бывший служащий сам решает, нужно ли ему получать согласие комиссии. При неполучении им такого согласия, если оно было необходимо, заключенный с ним трудовой договор расторгается (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, разъяснения Минтруда России от 05.10.2012).

Оформление трудовых отношений с бывшим государственным или муниципальным служащим

В целом оформление трудовых отношений с бывшими служащими происходит в общем порядке, но есть и особенности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Рассмотрим эту процедуру подробнее.

1. Собеседование

Собеседование позволяет работодателю оценить профессиональный опыт кандидата, его личностные характеристики и соответствие кандидата открытой вакансии.

2. Ознакомление соискателя с локальными нормативными актами

Ознакомить соискателя с ЛНА нужно под роспись.

3. Медицинский осмотр

Направить соискателя на медосмотр необходимо, только если это прямо предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Порядок прохождения медицинского осмотра утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

4. Получение от претендента на должность необходимых документов

Кандидат на должность предъявляет работодателю стандартный набор документов, предусмотренный ст. 65 ТК РФ.

Дополнительно бывший служащий представляет уведомление о замещении должности государственного или муниципального служащего и сообщает сведения о последнем месте службы. При необходимости он также предъявляет работодателю согласие специальной комиссии (см. выше).

5. Заключение трудового договора

Трудовой договор составляется в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается работником и работодателем. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя (ч. 1 ст. 67 ТК РФ).

Работник должен поставить подтверждающую подпись о получении своего экземпляра на экземпляре работодателя.

Пример

Второй экземпляр трудового договора получен на руки: Иванов/Иванов И.И. “4” сентября 2013 года.

Если сотрудник был фактически допущен к работе, то работодатель обязан оформить с ним трудовой договор не позднее трех рабочих дней со дня допуска (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

В трудовой договор обязательно включаются сведения и условия, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 57 ТК РФ. Кроме того, в договоре могут быть прописаны и дополнительные условия, указанные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ.

6. Регистрация трудового договора

Такая процедура строго не регламентирована действующим законодательством и может осуществляться в Книге (журнале) регистрации трудовых договоров.

7. Издание приказа о приеме на работу

Приказ о приеме на работу составляется на основании трудового договора. Этот приказ имеет унифицированные формы — № Т-1 (о приеме работника) или № Т-1а (о приеме работников). Они утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Приказ о приеме на работу может быть зарегистрирован в Журнале регистрации приказов (распоряжений) либо в ином порядке, установленном работодателем.

8. Внесение записи о приеме на работу в трудовую книжку

На основании приказа (распоряжения) вносится запись в трудовую книжку о приеме сотрудника на работу.

При внесении записи в трудовую книжку работодатель должен учитывать положения, установленные постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 “О трудовых книжках” и постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 “Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек”.

С каждой записью о выполняемой работе, вносимой в трудовую книжку, работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке. При этом в личной карточке повторяется запись, внесенная в трудовую книжку.

9. Внесение сведений в Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них

В этой Книге регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них с указанием серии и номера, выданные работникам вновь. Эта книга должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации, а также скреплена сургучной печатью или опломбирована (п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Форма данного документа утверждена постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (Приложение № 3).

10. Оформление личной карточки работника

Личная карточка оформляется на основании:

  • приказа (распоряжения) о приеме на работу;
  • паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • трудовой книжки или документа, подтверждающего трудовой стаж;
  • страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
  • документов воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний;
  • сведений, сообщенных о себе работником.

Унифицированные формы личной карточки утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Форма № Т-2 предназначена для коммерческих организаций, форма № Т-2ГС(МС) – для государственных и муниципальных служащих.

При заполнении личной карточки сотрудника работодателю необходимо учитывать положения по заполнению этих форм, установленные указанным выше постановлением.

В письме Федеральной службы по труду и занятости от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1 рассмотрен вопрос о том, можно ли применять самостоятельно разработанную форму личной карточки работника. Отвечая на него, Роструд указал, что требования к оформлению первичных документов должны соответствовать положениям законодательства о бухгалтерском учете. Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ формы таких документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Таким образом, негосударственные организации вправе пользоваться самостоятельно разработанными формами первичных учетных документов, в том числе формой личной карточки работника. При этом каждый такой документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ.

11. Оформление личного дела работника

Обязанность оформлять личные дела установлена в отношении государственных и муниципальных служащих (указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609, ст. 30 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ). На работников коммерческих организаций оформлять личные дела не обязательно.

12. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего по последнему месту его службы

Если работодатель заключает трудовой договор с лицом, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, которые поименованы в Указе № 557, то об этом он должен сообщить нанимателю этого служащего по последнему месту службы. Сделать это необходимо, если прием на работу осуществляется в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы.

Уведомить нанимателя по последнему месту службы нужно в течение 10 дней с момента заключения трудового договора. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 (далее – Постановление № 29).

Форма этого сообщения не установлена. Однако в п. 3 Постановления № 29 установлено, что оно оформляется на бланке организации и подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом.

В данном письме должны быть указаны следующие сведения:

  • ФИО бывшего служащего (если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  • дата и место рождения бывшего служащего (страна, республика, край, область, населенный пункт);
  • должность, замещаемая бывшим служащим непосредственно перед увольнением (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  • наименование организации – нового работодателя (полное и сокращенное при наличии);
  • дата и номер приказа о приеме на новое место работы;
  • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, – также срок его действия и обстоятельства, послужившие основанием для его заключения);
  • наименование должности, которую занимает бывший служащий, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
  • должностные обязанности бывшего служащего (указываются основные направления поручаемой работы).

Если новый работодатель не сообщит прежнему нанимателю о заключении трудового договора с бывшим служащим, то ему грозит ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ.

От обязанности сообщать о факте трудоустройства бывшего госслужащего (муниципального служащего) освобождены только государственные (муниципальные) органы (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46).

Юрлица независимо от своей организационно-правовой формы (т.е. в частности, бюджетные учреждения) должны уведомить прежнего работодателя бывшего служащего о найме его на работу (постановление Верховного Суда РФ от 22.05.2019 № 5-АД19-30).

Во избежание ответственности работодателю следует проверять, не является ли новый сотрудник бывшим служащим. Для этого сотрудникам кадровой службы уже на стадии приема документов от кандидатов необходимо анализировать их должности и прежние места работы.

Обратите внимание, что бывший служащий сам обязан сообщать новому работодателю сведения о последнем месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ). Если он этого не сделает, то такое нарушение повлечет прекращение заключенного с ним трудового договора на основании ст. 84 ТК РФ (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Поделиться ссылкой: