Новые правила выплаты дивидендов

В соответствии с Указом Президента РФ от 04.05.22 № 254 резиденты должны выплачивать прибыль нерезидентам по новым правилам.

Пункт 1 Указа Президента РФ от 04.05.22 № 254 распространил действие Указа Президента РФ от 05.03.22 № 95 на выплату дивидендов ООО, товариществами и кооперативами в пользу резидентов недружественных государств и подконтрольных им лиц (если они не зарегистрированы в нашей стране).

Напомним, что Указ № 95 ранее применялся только к выплатам в пользу недружественных нерезидентов по кредитам, займам и финансовым инструментам (в том числе акциям АО). Причем данный порядок называется временным, однако срок его действия ни Указом № 95, ни Указом № 254 не установлен.

Отметим, что в п. 1 Указа № 254 говорится об установлении нового порядка выплаты прибыли для ООО и ничего не сказано об АО. Это означает, что новый временный порядок распределения прибыли (выплаты дивидендов) направлен на основную массу российских предприятий, в особенности на малые и средние, обычно зарегистрированные в форме ООО.

В соответствии с п. 2-9 Указа № 95 погашение обязательств производится в рублях с использованием счетов типа “С”. Этот порядок применяется при погашении обязательств на суммы свыше 10 млн руб. в календарный месяц или в эквиваленте валюты по курсу Банка России на 1-е число месяца, в котором исполняется такое обязательство. Чтобы отправить деньги кредитору, российский должник открывает счет особого типа “С” на имя получателя средств, туда он зачисляет рубли.

Кредитор обращается в банк с заявлением об использовании средств. Для вывода денег со счета “С”, как правило, необходимо согласованное с Банком России разрешение Минфина России. Исключение – цели, определенные Советом директоров Банка России в решении от 8 марта 2022 г.:

– уплата налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей;

– переводы на покупку облигаций федерального займа Минфина России, размещаемых на аукционах;

– переводы на расчетные счета нерезидентов в рублях, предусмотренные разрешением Минфина России и Банка России;

– переводы по другим операциям, предусмотренные разрешением Минфина России и Банка России;

– переводы на банковские счета типа “С”;

– переводы на специальные брокерские счета типа “С”;

– уплата комиссий банку, который обслуживает счет;

– переводы в пользу резидента при уплате неустойки по операциям из Указа № 95;

– ошибочно зачисленные на банковский счет типа “С” денежные средства.

Сложность в том, что конвертировать рубли в валюту на этих счетах будет возможно лишь после того, как Минфин России получит доступ к собственным замороженным резервам. Пока этого не произошло. В таких условиях и на основании собственного законодательства кредиторы сочтут такие выплаты несостоявшимися.

Иностранные кредиторы получат дивиденды в рублях и будут крайне ограничены в их использовании. Они не смогут вывести эти средства из Российской Федерации, пока не получат согласие органов государственной власти. Придется держать деньги в российских банках замороженными или вкладывать только в активы на территории нашей страны. Это может быть рассмотрено как нарушение санкционного режима, введенного недружественными государствами (из Перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 05.03.22 № 430-р).

В соответствии с Указом № 254 участниками – иностранными кредиторами выступают граждане и организации, связанные с недружественными государствами, которые:

– имеют гражданство этих стран;

– зарегистрированы там, преимущественно ведут там бизнес или извлекают прибыль (местом их регистрации, местом преимущественного ведения хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения прибыли от деятельности являются эти государства);

– контролируются такими иностранными лицами независимо от места регистрации или ведения бизнеса. Исключение сделано для лиц, зарегистрированных в Российской Федерации.

Исходя из понятия “иностранные кредиторы” в п. 1 Указа № 254, такими иностранными кредиторами могут быть признаны и участники (учредители) ООО – граждане Российской Федерации, которые еще до событий 2022 г. уехали из нашей страны на постоянное проживание в теперь уже недружественные государства и ведут там свою основную деятельность.

Иностранными кредиторами могут быть также признаны и принадлежащие россиянам контролируемые иностранные компании, зарегистрированные в недружественных государствах, не говоря уже о собственно иностранных гражданах – участниках российских ООО. Причем в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации выплата таким лицам дивидендов (доли распределенной прибыли) на их зарубежные счета или через зарубежные счета ООО, даже и в российских рублях, будет считаться валютной операцией. Нарушение этого порядка с высокой вероятностью может быть признано незаконной валютной операцией.

Иными словами, теперь, если размер дивидендов превышает 10 млн руб. в месяц, то дивиденды указанным лицам могут выплачиваться только на специальный счет “С”, который на имя иностранного участника (кредитора) резидент Российской Федерации может открыть в российском банке или в небанковской кредитной организации, которая является центральным депозитарием в соответствии с Федеральным законом от 07.12.11 № 414-ФЗ.

Учитывая, что на практике выплата дивидендов, как правило, осуществляется единоразовым платежом, существует риск, что, несмотря на отсутствие прямого указания, контролирующие органы будут определять лимит в 10 млн руб. в отношении всей суммы дивидендов. Распределение выплаты дивидендов помесячно в размере менее 10 млн руб. с учетом текущего регулирования представляется рискованным и, по нашему мнению, может повлечь подозрения в создании схем по незаконному выводу средств из Российской Федерации. Причем необходимость зачисления средств на специальный счет “С” фактически блокирует возможность использования данных средств нерезидентами.

Банку России и Минфину России предоставлены полномочия определять иной порядок исполнения обязательств по выплате прибыли резидентов иностранным кредиторам, а также выдавать соответствующие решения без соблюдения порядка, предусмотренного Указом № 95: Банку России – в отношении резидентов, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями; Минфину России – в отношении других резидентов.

Платежи могут “застревать” на пути к получателю в иностранном банке. Даже если деньги идут не напрямую из России, а, например, через Казахстан, срабатывает банковский валютный контроль на стороне иностранного получателя. Платеж чрезвычайно долго проверяют на отсутствие рисков, он не зачисляется получателю и не возвращается в течение нескольких дней или недель. Потом деньги могут вернуться плательщику, которому придется искать другой способ исполнения обязательства. Банк может запросить дополнительные документы и провести платеж, а может и не запрашивать. Тогда будут задержки во времени.

В Указе № 254 уточнено, какие лица не являются иностранными лицами, связанными с недружественными государствами, а также какие сделки не подпадают под Указ Президента РФ от 01.03.22 № 81 и не требуют получения разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Для применения подп. “а” п. 1 Указа № 81 (особый порядок совершения сделок с иностранными лицами из недружественных стран) и Указа № 95 иностранными лицами, связанными с недружественными иностранными государствами, не признаются лица, находящиеся под контролем:

– юридических или физических лиц, личным законом которых является право иностранного государства, которое не поименовано в Перечне № 430-р, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.;

– лица, находящиеся под контролем иностранного государства, которое не поименовано в Перечне № 430-р, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.

Указом № 81 определено, что запрещены и могут совершаться только с согласия Правительственной комиссии сделки: по предоставлению недружественным лицам кредитов и займов (в рублях); влекущие переход права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество с лицами из недружественных государств.

В пункте 5 Указа № 254 перечислены случаи, при которых возможно заключение сделок, влекущих переход права собственности на недвижимость и ценные бумаги, без разрешения Правительственной комиссии. Не распространяется порядок осуществления сделок, предусмотренный Указом № 81, на сделки:

– влекущие возникновение права собственности на недвижимое имущество, приобретаемое гражданами из недружественных иностранных государств (из Перечня № 430-р);

– направленные на отчуждение недвижимого имущества гражданами из недружественных иностранных государств, из Перечня № 430-р, при условии, что расчеты осуществляются с использованием счета типа “С”;

– совершаемые в соответствии с Федеральным законом от 30.12.04 № 214-ФЗ (по договору долевого участия), при условии, что участниками долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости являются иностранные лица, связанные с иностранными государствами (из Перечня № 430-р), либо российские юридические лица, находящиеся под их контролем;

– которые влекут за собой возникновение права собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, построенных (созданных) и введенных в эксплуатацию в соответствии с Законом № 214-ФЗ и стороной которых являются иностранные лица, связанные с иностранными государствами из Перечня № 430-р, либо российские юридические лица, находящиеся под их контролем;

– влекущие возникновение права собственности на дополнительные акции (доли), облигации российских юридических лиц и стороной которых являются иностранные лица, связанные с иностранными недружественными государствами (из Перечня № 430-р), входящие с российскими юридическими лицами в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, при условии, что оплата указанных акций (долей), облигаций производится в рублях;

– влекущие возникновение у иностранных лиц, связанных с иностранными недружественными государствами (из Перечня № 430-р), права собственности на дополнительные акции (доли) российских юридических лиц, при условии, что такие иностранные лица не приобретут право прямо (косвенно) распоряжаться более чем 25% акций (долей) юридического лица, составляющих уставный (складочный) капитал российского юридического лица;

– на безвозмездные сделки (дарение), которые влекут за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество и стороной которых являются граждане иностранных государств (из Перечня № 430-р), при условии, что такие сделки совершаются между супругами или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ

В пункте 6 Указа № 254 определено, что для применения Указа № 95 временный порядок исполнения обязательств перед иностранными кредиторами путем использования счетов типа “С” распространяется:

– на обязательства, возникающие из независимых гарантий (контргарантий) или поручительств, если бенефициарами по ним или кредиторами по основным обязательствам, обеспеченным поручительствами, выступают иностранные кредиторы – участники российских организаций, а основными обязательствами, обеспечением исполнения которых выступают эти независимые гарантии (контргарантии) или поручительства, являются обязательства, вытекающие из кредитов, займов либо финансовых инструментов, на которые распространяется порядок расчетов с использованием счетов типа “С”;

– при получении разрешений на исполнение обязательств без соблюдения временного порядка Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования и российские юридические лица вправе прекратить (полностью или частично) обязательства перед иностранными кредиторами (участниками) посредством зачисления на счет типа “С” ценных бумаг, которые допускается использовать для прекращения таких обязательств. Причем согласие иностранного кредитора не требуется, если стоимостное выражение обязательства равноценно стоимости зачисленных на счет типа “С” ценных бумаг.

В настоящее время не вполне ясно, как именно будет определяться стоимость ценных бумаг – по балансовой стоимости, по рыночной оценке или по биржевой стоимости. Полагаем, что данный вопрос должен быть разъяснен Банком России, который наделен полномочиями по выдаче официальных разъяснений по вопросам применения Указа № 254 (п. 9).

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *